Adam Opel AG входит в число крупнейших производителей автомобилей Германии. Opel, полностью принадлежащий и управляемый американским автомобильным гигантом General Motors Corp., был основан в середине 19-го века для производства швейных машин. Компания обратилась к производству автомобилей в первые дни промышленности, производя популярные автомобили, которые были доступны для простого человека.
Opel пережил опустошение двух мировых войн, чтобы процветать во время автомобильного бума 1950–1970-х годов, но позже столкнулся с трудностями, когда рынок перешел к более экономичным автомобилям меньшего размера. Opel, обновленный в начале 1990-х годов за счет модернизации заводов и новых моделей автомобилей, стал «центральным элементом международной стратегии General Motors».
Компания была основана в 1862 году Адамом Опелем в Рюссельсхайм-на-Майне, Германия. Вопреки пожеланиям своего отца, слесаря, Опель сформулировал план по производству швейных машин. Поработав в Париже, чтобы научиться ремеслу, он вернулся домой, чтобы открыть мастерскую в конюшнях своего дяди. Его первые машины ручной работы были быстро проданы, а молодой бизнес Opel процветал. К 1868 году он стал достаточно процветающим, чтобы арендовать помещение в здании фабрики.
С успехом своего бизнеса Опель смог обратить свое внимание на создание семьи, и у него и его жены Софи было пять мальчиков. По мере того, как они росли, сыновья Опеля проявляли большой интерес к велосипедному спорту, и Опель приобрел пять машин для своей семьи, несмотря на возражения своей жены. Наблюдая за велосипедами своего сына, Опель понял, что высокие трехколесные механизмы могут обеспечить новый способ передвижения, а также дополнительный источник дохода для его фабрики.
Первый велосипед покинул завод Opel в 1866 году, и вскоре завод Opel выпускал 16 000 велосипедов в год. Популярность велосипеда Opel была повышена благодаря славе пяти сыновей Opel, которые выиграли сотни велогонок по всей Европе.
Адам Опель умер в 1895 году, положив конец первой эре фирмы Опель. Унаследовав бизнес, его пять сыновей решили модернизироваться, обращаясь к новым продуктам, чтобы сохранить конкурентное преимущество компании. Мужчины нацеливаются на автомобиль, один из последних разработанных продуктов. Чтобы получить опыт, необходимый для преобразования их производственной линии из велосипедов в автомобили, братья наняли Фридриха Луцмана, известного изобретателя и мастера-металлиста, ранее работавшего при дворе Дессау, в 1894 году. Пять лет спустя Луцман выпустил первый автомобиль Opel, Тренероподобный автомобиль с одноцилиндровым задним двигателем и максимальной скоростью 20 километров в час.
На рубеже веков завод Opel производил шесть различных кузовов, каждый из которых был маркирован «Запатентованная система Opel Lutzmann Motor Wagon System». Луцман покинул фирму Opel в 1901 году, объединив усилия с новаторской французской автомобильной фирмой Darracq, и Opel и Darracq вступили в сотрудничество. Французская фирма поставляла двигатели, которые были отправлены на завод Opel в Рюссельсхайме, в то время как Opel производил кузовы автомобилей, комбинируя их с французскими запчастями для продажи под названием Opel-Darracq.
Первый автомобиль, полностью построенный братьями Опель, появился на рынке в 1902 году. Компактный Тонно имел двухцилиндровый двигатель, который был модернизирован до четырех цилиндров в течение года. За это время автомобили Opel побеждали в гонках в Германии, Франции, Бельгии и Соединенных Штатах, принося славу названию компании.
Поскольку каждый автомобиль, произведенный на заводе Opel в то время был чрезвычайно дорогим, он был доступен только небольшому сегменту населения: в 1906 году стоимость самого роскошного туристического автомобиля компании была оценена в 22 000 немецких марок. Стремясь расширить свою клиентскую базу, братья решили построить менее дорогой вид транспорта. Вскоре с завода Opel катились моторизованные двухколесные велосипеды. Линия более доступных автомобилей была также представлена в 1908 году. Половина четырехместного автомобиля размером 10/18 л.с. стоила всего 8500 немецких марок.
В следующем году компания представила «Доктор Кар». Автомобиль с четырехцилиндровым двигателем мощностью восемь лошадиных сил стоил всего 3950 немецких марок. В дополнение к кузову, изготовленному вручную, автомобиль имел стандартные колесные диски, которые впервые позволили легко заменить проколотую шину. Купленный многими юристами и врачами страны, автомобиль был достаточно прочным, чтобы выдерживать плохие сельские дороги, и завод Opel получил множество благодарных писем от довольных владельцев новых автомобилей.
Компания продолжала модернизировать свой продукт, представляя новые, более аэродинамические торпедообразные кузова. На фабрике было введено разделение труда, поскольку двигатели и кузова были смешаны и подобраны в соответствии с размерами, а детали были стандартизированы и сделаны взаимозаменяемыми. В 1911 году братья Опель еще больше расширили предложение компании, когда начали выпускать четырехцилиндровые двигатели для самолетов.
С 1924 по 1928 год компания неуклонно снижала цены на свою продукцию, пока стоимость самого дешевого автомобиля компании не опустилась ниже 2000 немецких марок в конце десятилетия. Помимо владения 37 процентами немецкого рынка, Opel был крупнейшим экспортером страны.
В марте 1929 года Opel официально оформил свои контакты с автомобильной промышленностью США, когда General Motors (GM) приобрела 80 процентов акций компании. Два года спустя GM приобрела оставшиеся 20 процентов Opel. В 1932 году Opel расширил свое географическое присутствие, открыв производственные мощности в Китае, Японии, Южной Америке и Индии.
Компания также продолжила расширять модельные ряды. В 1931 году Opel выпустил новую линейку грузовиков под названием Blitz, после того как был проведен конкурс на поиск названия. Четыре года спустя компания представила свою модель Olympia на автосалоне в Берлине. Используя методы, разработанные для самолетов, этот автомобиль имел съемный кузов, который можно было отделить от блока двигателя. Две другие модели, добавленные в ближайшие несколько лет, Kadett и Kapitan, которые были разработаны для использования на недавно построенном автобане, содержали эту функцию.
В 1935 году Opel открыл второй завод в Бранденбурге, на востоке Германии. Четыре года спустя Германия вступила во Вторую мировую войну, и главный завод Opel в Рюссельсхайме, на котором было произведено более миллиона автомобилей, был переоборудован для использования в военное время, создавая крышки кабины и фюзеляжи для истребителей. Во время войны Opel, как и многие немецкие фабрики, использовал рабский труд для поддержания своих производственных линий. В августе 1944 года бомбардировщики союзников полностью уничтожили бранденбургский завод Опеля. Год спустя объект на Майне был обстрелян, и более половины его было уничтожено. В конце войны Opel вместе с остальной частью страны был в руинах.
К маю 1945 года рабочие Opel начали убирать с завода обломки, и в течение короткого периода работали первые машины. Однако вскоре компания узнала, что ее предприятие в Бранденбурге будет снесено, а не возвращено в эксплуатацию. Кроме того, Opel был вынужден пожертвовать всей своей производственной линией Kadett Советскому Союзу в рамках военных репараций Германии. Следовательно, советская модель Moskwitsch 400 является переименованным Opel Kadett 1947 года.
Поскольку Германии были нужны грузовики для реконструкции, Opel воскресил свою старую модель Blitz, выпустив ее с шестицилиндровым двигателем, ранее использовавшимся в довоенном автомобиле класса Kapitan. В декабре 1947 года компания снова начала производство автомобилей. Старый партнер Opel, General Motors, возобновил управление фирмой в следующем году, так как валютная реформа в Германии стабилизировала экономику и позволила гражданам еще раз подумать о покупке автомобиля. Чтобы воспользоваться этой новой ситуацией, Opel продал Kapitan по цене 10000 немецких марок.
Новая федеративная республика Германии процветала в 1950-х годах, и Opel продавал автомобили, которые отражали это новое богатство в их дизайне. Автомобили Opel были загружены хромом, на их стиль сильно повлияли американские автомобили. «Олимпия Рекорд» 1952 года имела знаменитую решетку с «ртом акулы», а «Рекорд» 1957 года имел «панорамные» окна. Опель также принял практику обновления своих моделей каждый год, как это делали американские автопроизводители, и компания начала экспортировать свои автомобили в Соединенные Штаты. В 1956 году двухмиллионный автомобиль сошел с конвейеров Opel.
В 1962 году, к 100-летию Opel, компания открыла второй крупный заводской комплекс в Бохуме, а также расширила свои производственные мощности на флагманской площадке в Рюссельсхайме. В 1966 году были открыты испытательный центр в Дюденхофере и третий завод в Кайзерслаутерне.
На протяжении 1960-х годов Opel продолжал расширять модельный ряд, добавляя Kadett A, чтобы конкурировать с компактными автомобилями, и модернизировать старые модели. В 1970 году компания представила Ascona и Manta, оба с более спортивным дизайном. Манта быстро заняла место в немецкой популярной культуре как машина мечты рабочего человека. К концу 1972 года Opel владел самой большой частью автомобильного рынка Германии с 20,4%.
В 1975 году автомобильный рынок Западной Германии вступил в период бума, и Opel расширил свои производственные мощности, чтобы идти в ногу со спросом, добавив 10 000 рабочих на своем заводе в Рюссельсхайме всего за четыре года. Результирующая скученность и давление с целью производства создали напряженность в отношениях между работниками завода и его руководством GM.
В 1977 году Opel пополнила свой модельный ряд. Два года спустя компания добавила свой первый автомобиль с двигателем над передними колесами, а не сзади. К этому времени, однако, немецкий автомобильный бум закончился, поскольку рост цен на топливо сделал более крупные модели непривлекательными. Чрезмерно оптимистичные оценки продаж Opel привели к тому, что в конце года он приостановил производство на своем основном заводе на десять дней, чтобы уменьшить перепроизводство своих запасов.
В 1981 году Opel — первый автомобильный производитель, который представил экологосовместимые водоосновные краски. В строительство нового цеха окраски в Рюссельсхайме вложено более чем 500 млн марок.
1982 — Opel строит новый завод в Сарагосе в Испании для производства Opel Corsa — самого компактного автомобиля, производимого компанией.
1985 — Opel становится первым изготовителем, который предложил полный диапазон моделей, оборудованных каталитическим нейтрализаторами. Opel развивает спонсорскую концепцию для популяризации игровых видов спорта, в ходе которой заключает партнёрство с атлетами и командами мирового уровня.
1989 — сходит с конвейера 25-миллионный Opel Omega Caravan. Opel становится первой компанией, которая устанавливает замкнутый каталитический нейтрализатор как стандартное оборудование на всех своих автомобилях с бензиновым двигателем в Германии.
1992 — открыт новый завод Opel в Эйзенахе.
1995 — Opel открывает автосборочный завод в Польше.
1997 — свыше 100 000 автомобилей Opel были собраны на заводе Bertone около Турина в Италии.
2001 — Adam Opel AG и GM Europe объявляют о расширении программы реструктуризации, нацеленной на восстановление утраченных позиций и обновление бренда. Opel вводит двухлетнюю гарантию на всю продукцию.
2002 — Opel планирует выпускать каждые полгода по новой (обновленной) модели в течение следующих пяти лет. Начинается производство новой Vectra на новом заводе в Рюссельсхайме.
2017 — General Motors объявила о продаже Opel и Vauxhall группе PSA (объединение Peugeot и Citroen).
2019 — Group PSA объявила о возвращении бренда Opel в Россию.
Возможно вам будет интересны следующие сервисы: