Автомобили-самоделки из СССР: приход стеклопластика

Шестидесятые — самый яркий этап истории советского движения «самавто». Такие машины, как КД (он же Спорт‑900) не стыдно было поставить и на стенд международного автосалона!

О первых советских самодельных «гран-туризмо» — порой они были фанерными, но все равно ездили! — мы рассказали в этой публикации. Но умельцы освоили новый и очень удобный для автомобилей домашней выделки материал.

Синтетическая эпоха

Технические требования 1965 года к самоделкам принципиально не изменились, только к мощности 20–25 л.с. на тонну добавили ограничение по рабочему объему двигателя 0,9 л, то есть — максимум от Запорожца.

Тем временем весь мир увлёкся новыми синтетическими материалами (как писали в СССР, продуктами «большой химии»), в том числе пригодными для постройки автомобильных кузовов — прочных и не подверженных коррозии.

Среди самых известных пластиковых моделей тех лет — Chevrolet Corvette, восточногерманский Zwickau — позднее Trabant. Из стеклопластика сделали кузова и нескольких десятков украинских микроавтобусов Старт на базе 21‑й Волги.

Автомобили-самоделки из СССР: приход стеклопластика

Выклеивать стеклопластиковые панели даже сложной формы в кустарных условиях было относительно несложно. Кузов обычно монтировали на пространственную конструкцию, сваренную из стальных профилей. При определенном упорстве, таланте и умении автомобиль получался даже элегантным.

Что доказали, в частности, сотрудники НАМИ, впервые превратившие самодельный автомобиль еще и в мелкосерийный.

Идея носилась в воздухе: элегантные двухдверные модификации спортивного стиля Volkswagen Karmann Ghia и Renault Caravelle (Floride) серийно выпускали на базе массовых заднемоторных малолитражек. Чем наш ЗАЗ‑965 хуже?

Автомобили-самоделки из СССР: приход стеклопластика

Художник Эдуард Молчанов нарисовал необычное для советского автопрома приземистое двухдверное купе. Пространственная рама из стальных профилей была интегрирована в кузов сложной формы. Узлы и агрегаты применили от ЗАЗ‑965. Автомобиль под именем КД (его еще называли Спорт‑900) не стыдно было поставить и на стенд международного автосалона. В 1963–1969 годах сделали не менее шести таких машин, немного отличающихся элементами декора.

Автомобили-самоделки из СССР: приход стеклопластика

Примерно по такой же схеме в 1966–1968 годах в Ярославле построили несколько машин Гепард. Автомобили тоже хорошо выглядели, но, в отличие от КД, являлись более практичными — четырехместными. Узлы и агрегаты, опять же, заимствовали у Запорожца.

В 1965 году в СССР официально насчитывалось уже около 1000 самоделок. Увлечение приобрело масштабный характер. Самодельщики набрались сил и опыта и все смелее работали не только над оригинальными кузовами, но и над иными элементами конструкции.

Впереди был расцвет частного автопрома. О нем расскажем скоро — заходите чаще!

Автомобили-самоделки из СССР: приход стеклопластика

Шестидесятые — самый яркий этап истории советского движения «самавто». Такие машины, как КД (он же Спорт‑900) не стыдно было поставить и на стенд международного автосалона!

Автомобили-самоделки из СССР: приход стеклопластика — фото 1121647Автомобили-самоделки из СССР: приход стеклопластика — фото 1121826Автомобили-самоделки из СССР: приход стеклопластика — фото 1121828Фото: из архива автора

Источник

Рейтинг
( Пока оценок нет )