Квадратные 80-е: история «четверки», «пятерки» и «семерки» Жигулей

Пятидесятилетию «копейки» ВАЗ-2101 «За рулем» посвящает экскурс в историю нашей «классики».

Историю ВАЗ-2101 и ВАЗ-2102 читайте тут, ВАЗ‑2103 и ВАЗ-2106 — тут, Нивы ВАЗ-2121 — тут.

ВАЗ‑2105

Для СССР 1980 год был знаковым — новое десятилетие, грядущая Олимпиада в Москве. Менялась и автомобильная мода. Хром на кузове и в интерьере уже были неактуальны. На смену им пришли рубленые формы и обилие пластика.

Нужно было вписать старый кузов в новые реалии. Так появился ВАЗ‑2105.

Конечно, «пятерка» уже тогда была немного устаревшей на фоне моделей из Европы, США или Японии. Но продержаться до появления в Тольятти новых машин она позволяла.

Квадратные 80-е: история «четверки», «пятерки» и «семерки» Жигулей

Квадратные 80-е: история «четверки», «пятерки» и «семерки» Жигулей

Квадратные 80-е: история «четверки», «пятерки» и «семерки» Жигулей

Квадратные 80-е: история «четверки», «пятерки» и «семерки» Жигулей

Квадратные 80-е: история «четверки», «пятерки» и «семерки» Жигулей

Квадратные 80-е: история «четверки», «пятерки» и «семерки» Жигулей

В «пятерке» тяжело узнать Fiat 124 из конца шестидесятых. Иное граненое оперение кузова, модные прямоугольные блок-фары. Впервые на наших автомобилях поворотники, габариты и головной свет объединили в один корпус.

По интерьеру тоже тяжело поверить, что в основе всё та же машина: квадратная передняя панель, формованные дверные карты, сиденья с большими подголовниками. Разве что жигулевская посадка с согнутыми в коленях ногами и далеко отодвинутым рулем неизменна.

Квадратные 80-е: история «четверки», «пятерки» и «семерки» Жигулей

Квадратные 80-е: история «четверки», «пятерки» и «семерки» Жигулей

«Пятерке» достался новый двигатель объемом 1,3 литра — с ремнем в приводе ГРМ. Ременной двигатель не дает преимущества в динамике, но работает тише классических цепных. В остальном на ходу «пятерка» — те же Жигули.

ВАЗ‑2107

Квадратные 80-е: история «четверки», «пятерки» и «семерки» Жигулей

Квадратные 80-е: история «четверки», «пятерки» и «семерки» Жигулей

Квадратные 80-е: история «четверки», «пятерки» и «семерки» Жигулей

Квадратные 80-е: история «четверки», «пятерки» и «семерки» Жигулей

По традиции вслед за базовой моделью появилась и улучшенная: через два года началось серийное производство ВАЗ‑2107. «Семерка» стала новым символом успеха. Пластиковые бамперы, большой фасад решетки радиатора в стиле Мерседеса, салон с анатомическими сиденьями и велюровой обивкой дверей. Это самая удобная модель из всего семейства, и на нее пересаживаются «гламурные» киногерои: например, герой Ширвиндта из фильма «Самая обаятельная и привлекательная». Главное новшество «семерки» — 5-ступенчатая коробка передач, которая позже перекочевала и на остальные модели.

Квадратные 80-е: история «четверки», «пятерки» и «семерки» Жигулей

Квадратные 80-е: история «четверки», «пятерки» и «семерки» Жигулей

Квадратные 80-е: история «четверки», «пятерки» и «семерки» Жигулей

Квадратные 80-е: история «четверки», «пятерки» и «семерки» Жигулей

Культ спорта

Жигули тут же стали завсегдатаями гоночного мира. Уже в 1971 году заводская команда на «единичках» взяла серебро в Туре Европы. А настоящую славу принес Стасис Брундза, который начал самостоятельно готовить автомобили к ралли. Да так, что уже в 1976 году на ВАЗ‑2103 в Ралли Акрополис занял 6‑е место в абсолюте. Позже он готовил «одиннадцатую», а с появлением 2105 перешел на нее. Именно раллийная «пятерка» получила заветные четыре буквы ВФТС — Вильнюсская фабрика транспортных средств. Автомобиль вышел удачным. С мотора 2106 снимали от 160 до 180 л.с. Экспериментальная версия с двухвальной головкой и наддувом выдавала больше 280 сил! Подготовленные по «рецепту» Стасиса «пятерки» до сих пор составляют немалую часть раллийной «фауны» в Восточной Европе.

ВАЗ‑2104

Квадратные 80-е: история «четверки», «пятерки» и «семерки» Жигулей

В 1984 году из ворот завода выкатился ВАЗ‑2104, которому будет суждено стать самым массовым универсалом в нашей истории. До сих пор гигантское количество 2104 служит рабочими лошадками по всей стране.

С появлением «четверки» производство «копейки», «двушки» и «трешки» свернули.

Вместе с «шестеркой» квадратное семейство надолго задержалось в Тольятти, лишь в XXI веке покинув основной завод. Но производство еще долго не останавливали на других сборочных площадках.

Квадратные 80-е: история «четверки», «пятерки» и «семерки» Жигулей

Квадратные 80-е: история «четверки», «пятерки» и «семерки» Жигулей

Квадратные 80-е: история «четверки», «пятерки» и «семерки» Жигулей

Квадратные 80-е: история «четверки», «пятерки» и «семерки» Жигулей

Квадратные 80-е: история «четверки», «пятерки» и «семерки» Жигулей

Вечная классика

Ничто не вечно! Сейчас классические Лады всё реже встречаются на наших дорогах.

Как бы вы ни относились к Жигулям, это громадный пласт российской автомобильной истории. И в воспоминаниях многих из нас периодически всплывают случаи, в которых фигурируют Жигули. Кто-то ребенком сидел на заднем сиденье папиной машины и смотрел на дорогу через лобовое стекло с отражающимися в нем круглыми дефлекторами. Другой пытался увезти на дачу старую мебель на «четверке» или бомбил в голодные «девяностые» на видавшей виды «шестерке». Многие, как я, учились ездить на семейном ВАЗ‑2105.

Теперь же ВАЗ‑2101 уже перешел в разряд коллекционных машин. И понятие «вазовская классика» обрело новый смысл.

Редакция «За рулем» выражает благодарность администрации «Автомузей Моторы Октября» за помощь в организации съемки. А также Дмитрию Соловьеву, Илье Чистову, Алексею Лыскину, Сергею Беляеву, Кириллу Симонову, Денису Изотову и Станиславу Гейибову за предоставленные автомобили.


Квадратные 80-е: история «четверки», «пятерки» и «семерки» Жигулей

Пятидесятилетию «копейки» ВАЗ-2101 «За рулем» посвящает экскурс в историю нашей «классики».

Квадратные 80-е: история «четверки», «пятерки» и «семерки» Жигулей — фото 1117583Квадратные 80-е: история «четверки», «пятерки» и «семерки» Жигулей — фото 1117582Квадратные 80-е: история «четверки», «пятерки» и «семерки» Жигулей — фото 1117585Квадратные 80-е: история «четверки», «пятерки» и «семерки» Жигулей — фото 1117584Квадратные 80-е: история «четверки», «пятерки» и «семерки» Жигулей — фото 1117586Квадратные 80-е: история «четверки», «пятерки» и «семерки» Жигулей — фото 1117587Квадратные 80-е: история «четверки», «пятерки» и «семерки» Жигулей — фото 1117588Квадратные 80-е: история «четверки», «пятерки» и «семерки» Жигулей — фото 1117589Квадратные 80-е: история «четверки», «пятерки» и «семерки» Жигулей — фото 1117594Квадратные 80-е: история «четверки», «пятерки» и «семерки» Жигулей — фото 1117593Квадратные 80-е: история «четверки», «пятерки» и «семерки» Жигулей — фото 1117596Квадратные 80-е: история «четверки», «пятерки» и «семерки» Жигулей — фото 1117597Квадратные 80-е: история «четверки», «пятерки» и «семерки» Жигулей — фото 1117595Квадратные 80-е: история «четверки», «пятерки» и «семерки» Жигулей — фото 1117598Квадратные 80-е: история «четверки», «пятерки» и «семерки» Жигулей — фото 1117599Квадратные 80-е: история «четверки», «пятерки» и «семерки» Жигулей — фото 1117600Квадратные 80-е: история «четверки», «пятерки» и «семерки» Жигулей — фото 1117601Квадратные 80-е: история «четверки», «пятерки» и «семерки» Жигулей — фото 1117603Квадратные 80-е: история «четверки», «пятерки» и «семерки» Жигулей — фото 1117607Квадратные 80-е: история «четверки», «пятерки» и «семерки» Жигулей — фото 1117606Квадратные 80-е: история «четверки», «пятерки» и «семерки» Жигулей — фото 1117605

  • Недорогие, но полезные аксессуары — водосток лобового стекла, упоры капота и багажника и защитные сетки радиатора.

Фото: Александр Кульнев

Источник

Рейтинг
( Пока оценок нет )