Лесовозный тягач DAF XF: сделан для России

Одно из требований наших перевозчиков к кабинам лесовозных тягачей — наличие спальника. На лесовозе DAF XF FAT 6×4 установлена спальная кабина Space Cab. Относительно недорогая, но оптимальная по объему и отделке интерьера.

Еще лет двадцать назад в Вологде, Костроме, Архангельске, в Карелии, а также в Сибири и на Дальнем Востоке на лесозаготовках работали полноприводные версии МАЗов и КрАЗов, «Уралы» и КАМАЗы, а то и колесные тракторы типа Т150. Сейчас деревья на делянках уже давно валят не бензопилой, а многофункциональными лесными комбайнами-харвестерами и вывозят бревна с делянок на склады преимущественно на грузовиках-иномарках.

Презентация лесовозного тягача DAF XF в модификации FAT 6×4 состоялась на выставке «Комтранс-2019». Позже, в декабре 2019 года, голландский лесовоз показали на специализированной выставке «Российский лес» в Вологде.

Обратите внимание - автомобиль, ориентированный на эксплуатацию в России, сделан вовсе не на основе строителя-труженика самосвального шасси DAF CF 6х4, как можно было бы предположить, фактически это магистральный DAF XF с колесной формулой 6х4. Тем самым четко проводится граница в условиях эксплуатации автомобиля: он не предназначен для заезда глубоко в лес, а ориентирован на доставку древесины со склада конечному потребителю. А это 400–500 км от того места, где срубили дубы, сосны или лиственницу.

Лесовозный тягач DAF XF: сделан для России

Двигатель

Хотя DAF XF FAT 6×4 по большому счету магистральный грузовик, но все же это лесовоз, ориентированный на непростые условия работы. А с учетом полной массы автопоезда в 61 тонну здесь нужен мотор большого объема и мощностью под 500 л.с. - чтобы работал без надрыва. Наиболее подходящий мотор у DAF Trucks под решение таких задач - МХ13, объемом 12,9 литра. Хотя на клапанных крышках современных двигателей тяжелых грузовиков DAF написано название американской фирмы PACCAR, компания DAF Trucks выпускает их сама, на своем моторном заводе в Голландии, в городе Эйндховен.

Лесовоз DAF XF FAT 6×4 для российского рынка оснащен двигателем Евро-5 с применением мочевины, а основной признак SCR, как всегда, бак для AdBlue с синей крышкой. Чем хороша система нейтрализации с AdBlue: с ней мотор менее чувствителен к сернистой солярке. Одним из достоинств двигателей  PACCAR MX13 является компрессионный моторный тормоз с гидравлическим управлением, встроенный в механизм привода коромысел клапанов. Он развивает тормозное усилие от 280 кВт при 1500 об/мин до 360 кВт при 2100 об/мин и, работая одновременно с трансмиссионным тормозом-замедлителем, дополняет его.

Как обычно, большое внимание компания DAF Trucks уделяет экономичности своих грузовиков. Моторы PACCAR MX13 — одни из самых современных в Европе, с отлаженным рабочим процессом, с оптимизированными настройками топливной системы. В дополнение у мотора есть специальная программа Eco, которая немного душит двигатель по оборотам и тем самым обеспечивает некоторую экономию топлива. Она включается автоматически, но, если есть необходимость, водитель может временно отключить экономичный режим.

Лесовозный тягач DAF XF: сделан для России

Трансмиссия

Для мощного мотора нужна хорошая и надежная коробка. Компания DAF Trucks одной из первых в Европе начала применять на своих тяжелых грузовиках коробки передач нового поколения ZF Traхon. Фактически это не одна коробка, а целая модульная трансмиссионная система. Однако для комплектации лесовоза DAF XF  FAT 6×4 выбрали давно известную 16-ступенчатую коробку ZF Ecosplit 16S 2520 ОD с повышающей передачей, с диапазоном передаточных чисел от 13,80 до 0,84. Коробка рассчитана на крутящий момент двигателя 2500 Н.м, а фактически выдерживает больше. КП оборудована пневмоусилителем Servoshift механизма переключения передач. Его пневмоцилиндр встроен в верхнюю крышку, и для переключения требуется меньшее усилие на рычаге, чем у обычной механической коробки передач.

Конкретная особенность трансмиссии лесовоза DAF XF FAT 6×4 - то, что первый ведущий мост в задней тележке сделан проходным, хотя он гипоидный, а не с разнесенной главной передачей. Кроме того, редукторы с механической блокировкой межколесных дифференциалов! Такие мосты редко кто делает, но у DAF Trucks они есть.

Лесовозный тягач DAF XF: сделан для России

Ходовая

Казалось бы, по конструктивным решениям рамы и подвески лесовозный тягач - тот же самосвал. Но есть существенное отличие: у лесовозов обычно длиннее колесная база - возить-то надо все длинное. Обычно база превышает 4,5 м, против 3,5–4,0 м у самосвала. А еще надо добавить задний свес более 2500 мм. На лесовозе DAF XF FAT 6×4 длина колесной базы составляет 5550 мм, плюс задний свес 3200 мм. Очень хорошие размеры! Обычно на седельных тягачах DAF СF и DAF XF применяют лонжероны одинакового сечения по всей длине высотой 260 мм, по 80 мм полки, с профилем толщиной 6,0 мм. Есть рамы с той же высотой лонжеронов, но с увеличенной до 7,0 мм толщиной. Вроде не особо «толстая» рама, небольшой массы, но, как говорят голландцы, она изготовлена из высококачественной стали. Однако на лесовозе высота лонжеронов еще больше - 310 мм, а толщина 8,5 мм, при этом рама двойная, по схеме «лонжерон в лонжероне». Вставка идет по всей длине, толщиной 7 миллиметров.

Технология сборки рамы у DAF СF и DAF XF - самая современная. Все кронштейны и траверсы крепятся на специализированных высокопрочных болтах. На лесовозе под поперечиной № 1 монтируется массивный противоподкатный брус, а на каждом лонжероне в этом месте - интегральный литой кронштейн, объединяющий передние кронштейны рессор, крепление кабины, на него же ставится и ГУР.

У лесовоза DAF XF  FAT 6×4 применяется более прочная 9-тонная передняя ось, поэтому здесь рессоры трехлистовые. Балка переднего моста - «ушастая», то есть выгнутая вниз относительно оси вращения колес. Смещение по вертикали составляет 112 мм. Зная, что такое лесные просеки, по которым проложены зимники или грейдеры, становится понятно, что именно из-за этих участков маршрута и перегруза у лесовоза должна быть особая подвеска.

Кабина

Одно из требований наших перевозчиков к кабинам лесовозных тягачей — наличие спальника. Оно и понятно — в лесу всякое может случиться, и спальник с автономкой не помешают. На лесовозе DAF XF FAT 6×4 установлена спальная кабина Space Cab, это относительно недорогая, но оптимальная в России по объему и отделке интерьера.

Лесовозный тягач DAF XF: сделан для России

Лесовозный тягач DAF XF: сделан для России

Внешняя ширина кабины 2490 мм, ширина верхней полки - 600 мм, нижняя шире - 810 мм, длина тоже разная: верхняя — 205 см, нижняя - 210 см. В лестнице три ступеньки, четвертый шаг - уже пол кабины. До него от земли 1475 мм. Рулевая колонка с регулировками по углу наклона и высоте, с удобным пневмофиксатором - его клавиша находится на кожухе. Сама баранка небольшая и мягкая, причем может быть отделана кожей. На многофункциональный «умный» руль выведено управление аудиосистемой и круиз-контролем. На всех флагманских DAF XF105 или DAF XF кресла водителя и пассажира часто практически одинаково роскошные, на пневмоподвеске Super Air. Здесь стоит сиденье водителя в исполнении Luxury Air, а пассажирское кресло привинчено к полу - это уже более бюджетный вариант. Обивка кресел выполнена из трех разных тканей: Flash Copper для поверхности сидений, Thunder для окантовки и Rustico для отделки углов. Между тем можно заказать и кожаные кресла (опция), которые не только смотрятся богато, но и действительно  долговечны. В базовой комплектации - двухрежимный подогрев сидений, в качестве опции - все, что захотите, вплоть до встроенной в кресла системы вентиляции.

Другие подробности и технические характеристики смотрите по этой ссылке.

Фото: Николай Мордовцев и DAF Trucks

Источник

Рейтинг
( Пока оценок нет )