Octavia – фундамент продаж и залог популярности бренда Skoda, который извлек максимум из сотрудничества с Volkswagen. Второе поколение модели уверенно вошло на рынок, чтобы «углубить и расширить» позиции, и полный арсенал немецкой техники вкупе с выбором кузовов и модификаций тому очень способствовал. В результате самые свежие экземпляры Octavia, по данным наших коллег из Авито Авто, стоят ничуть не дешевле более «статусного» Passat B6: если за ранние машины просят от 250-300 тысяч, то рестайлинговый автомобиль в хорошем состоянии будет стоить все 600. В чем причина такой «уверенности в себе», чем порадует Skoda и на что стоит обратить внимание при покупке?
Конечно, отчасти ценовой перехлест Passat и Octavia на вторичном рынке объясняется возрастом моделей: Volkswagen выпускался с 2005 по 2010 годы, а Skoda, появившись с 2004-м, с учетом рестайлинга 2009 года продержалась на конвейере до 2013-го (впрочем, смена индекса на B7 для Пассата тоже сопровождалась скорее рестайлингом, чем полноценной сменой поколений). Учитывая, что новой Octavia была даже чуть дешевле родственного Golf, будучи при этом длиннее, чем Jetta, и предлагая более практичный кузов лифтбек, объемистые полноприводные универсалы и кросс-версии Scout, удивляться популярности не приходится. Универсалов здесь, кстати, неожиданно маловато: их доля в структуре вторичного рынка на Авито составляет скромные 10%, в штучном выражении это три сотни машин. Полноприводных версий и того меньше – всего около 1%.
![Опять выбирать мотор и коробку: стоит ли покупать Skoda Octavia II за 600 тысяч рублей](https://kolesa-uploads.ru/-/62543b5c-9b5b-46b2-ba47-79fa814746d3/skoda-octavia-549-gl-result.jpg)
Состояние кузова у Octavia будет зависеть не только от возраста, но и от сценариев эксплуатации: краска не самая тонкая, но довольно хрупкая и легко скалывается. Толщина ЛКП выручает лишь частично, так что глубокие повреждения довольно быстро зацветают. Первые владельцы еще в годы конвейерной жизни сталкивались с мелкими дефектами вроде желтеющих трещин краски на крышке багажника, а также вспучиваниями ЛКП в местах точечных повреждений. Со временем проявляется и ряд возрастных эксплуатационных проблем. Помимо типовых вопросов вроде коррозии в арках, на порогах в зоне пескоструя и на рамке лобового стекла можно выделить часто страдающие крылья и «грубые» уплотнители дверей, которые со временем протирают краску в зоне контакта до металла. То же самое касается крышки багажника, особенно на универсалах: чем старше автомобиль, тем заметнее могут быть проплешины на бампере и в багажном проеме. Помимо уплотнителей дверей стоит обратить внимание на ограничители: они слабоваты, так что с большой вероятностью механизм будет неисправен как минимум на водительской двери.
Внутри стоит традиционно смотреть не только состояние интерьера на предмет соответствия пробегу, но и оценить сухость полов. Впереди воды в салон подливают неисправный дренаж системы кондиционирования и все те же уплотнители дверей. На ранних рестайлинговых машинах встречались случаи дефекта шва моторного отсека, через который влага проникала под коврик переднего пассажира. Сзади воду можно найти в багажнике: уплотнители травят ее сверху, а заглушки в нише запасного колеса могут добавлять ее снизу, так что некоторые владельцы намертво замазывают дренажи герметиком. Осмотр днища стоит особенно внимательно проводить на полноприводных модификациях: это необязательно Scout, полный привод был доступен и на обычных универсалах. Следы внедорожной эксплуатации – повод как минимум позадавать вопросы о регулярности обслуживания полного привода, а то и вовсе отказаться от покупки: муфта Haldex крепкая, но не вечная.
![Опять выбирать мотор и коробку: стоит ли покупать Skoda Octavia II за 600 тысяч рублей](https://kolesa-uploads.ru/-/c5e9edd7-7e57-423c-8335-1ae127feb53b/skoda-octavia-994.jpg)
Ходовая часть Octavia нарекания вызывает редко: она комфортна и довольно надежна, а неоднородность цен оригинальных запчастей в избытке компенсируется сторонними производителями. Впрочем, что-то неприлично дорогое встретить тут практически невозможно: даже несмотря на многорычажку сзади в пару к переднему МакФерсону, подвеска вряд ли способна разорить. К примеру, передние L-образные рычаги даже в оригинальном исполнении можно найти тысяч за 8 (они же, кстати, ставятся на Audi A3, «пятый» Golf и кучу других моделей концерна – унификация платформы как-никак), а неоригинальные в сборе – от 2,5, не считая сайлентблоков на любой кошелек. Амортизаторы стоят 3,5-4 тысячи, что крайне доступно для оригинальных запчастей, а вместо шаровых опор (они штатно меняются отдельно от рычагов) за 3 тысячи и стоек стабилизатора за по 1500 рублей можно найти заменители в несколько раз, если не на порядок, дешевле. Ступичные подшипники меняются в сборе со ступицами, но тоже не чудовищно дороги: если 7-8 тысяч за оригинал – это многовато, то SKF можно купить за 4, а другие приличные заменители – от 3 тысяч. Учитывайте только, что вложения в заднюю многорычажку пропорциональны ее состоянию, и не слишком экономьте на запчастях – если удается сторговать достаточно денег на ремонт и обслуживание ходовой части, их действительно стоит потратить сюда.
![Опять выбирать мотор и коробку: стоит ли покупать Skoda Octavia II за 600 тысяч рублей](https://kolesa-uploads.ru/-/42664e4f-c5b5-4424-b5f4-3671200a3647/skoda-octavia-combi-111-result.jpg)
С тормозами все тоже несложно: они дисковые на обеих осях, претензии к ним редки, а стоимость ремонта не запредельная. Оригинальные тормозные диски стоят 4-5 тысяч и впереди, и сзади, а качественный неоригинал обойдется еще вдвое дешевле. Учитывая возраст машин, к осмотру тормозов стоит подходить со всей внимательностью, оценивая состояние магистралей и шлангов, а также суппортов. Примерно то же самое касается рулевого управления с гидроусилителем: обычно оно без особых вопросов ходит свои 150, а то и 200 тысяч, если менять масло хотя бы раз в 50 тысяч. На шестизначную цену оригинальной рейки можно не обращать внимания: неоригинал стоит от 30 тысяч, а переборка может оказаться еще дешевле.
Если вы хотите купить Octavia с полным приводом, то число вариантов вам уже примерно известно, а определиться стоит разве что с возрастом машины. Дело в том, что до рестайлинга здесь работал Haldex второго поколения, а после – четвертого. Гидравлический управляющий насос в ходе эволюции сменился на электрический, добавился гидроаккумулятор, а скорость работы выросла. С другой стороны, несколько увеличились сложность и требования к обслуживанию, хотя в целом разница невелика, и масло в многодисковой муфте стоит менять раз в 30-40 тысяч километров.
![Опять выбирать мотор и коробку: стоит ли покупать Skoda Octavia II за 600 тысяч рублей](https://kolesa-uploads.ru/-/03d55930-3a52-4be3-a90f-aee44567385e/skoda-octavia-830-result.jpg)
Если все, о чем мы говорили выше, особых сложностей выбора не таит, то над моторами и коробками передач придется подумать. Наверняка почти все уже догадались, что в случае с коробками речь идет главным образом о DSG и в меньшей мере – о коробке от Aisin. Оба варианта стали настолько каноничными, что мы выпускали отдельные материалы и по роботу, и по автомату, а здесь в двух словах напомним основные нюансы.
Роботизированных коробок здесь было две: семиступенчатая DQ200 с сухими сцеплениями и шестиступенчатая DQ200 с пакетами сцеплений в масляной ванне, рассчитанная на больший крутящий момент. Первая сочетается в основном с мотором 1,4 TSI, появившимся после рестайлинга, а вторая – с более мощными бензиновыми двигателями объемом от 2 литров, а также дизелями. «Сухой» робот всегда был более капризен: здесь и дерганая работа в пробках, и довольно непредсказуемый ресурс сцеплений и управляющего мехатроника. Второй вариант был более надежным и предсказуемым, хотя список потенциальных отказов вполне схож. Тем не менее с годами ремонт перестал быть «цельноагрегатным» и очень дорогим, а возраст здесь играет не только негативную, но и положительную роль: у опытных владельцев коробки уже пережили ремонт и не страдают от детских болезней. Вдобавок, приобретая машину с DSG, сейчас можно сэкономить и при покупке (из-за ограниченной популярности), и при эксплуатации (благодаря низкому расходу топлива и, опять же, не очень дорогому ремонту). Правда, это все равно в большей мере касается коробки DQ250.
![Опять выбирать мотор и коробку: стоит ли покупать Skoda Octavia II за 600 тысяч рублей](https://kolesa-uploads.ru/-/d5dcaa5a-93c2-44a7-b353-641c12f4436c/skoda-octavia-28.jpg)
Альтернативой роботам выступает шестиступенчатый гидромеханический автомат Aisin TF-60SN. Он сочетается с популярным и простым мотором 1,6, а после рестайлинга и с более современным 1,8 TSI. Сам по себе он вполне неплох, но весьма чувствителен к температуре и чистоте масла, а также стилю эксплуатации. При этом «необслуживаемость» коробки вкупе с народным мнением о «неубиваемости» классических АКП приводят к закономерно обратному результату – ее кончине. При осмотре помимо диагностики стоит справиться о периодичности обслуживания до вас и не экономить на нем после покупки. С внешним радиатором и заменой масла раз в 50-60 тысяч километров коробка способна пройти 200-250 тысяч километров и даже больше.
Буквально одной строкой напомним о существовании ручных коробок передач: они здесь, пожалуй, самые беспроблемные. Конечно, замену масла никто не отменял, но обычно до возрастных проблем с подшипниками и синхронизаторами коробка проходит те же 200-250, а то и более тысяч километров. Оригинальное сцепление дороговато: комплект обойдется тысяч в 30, но за 8-10 можно выбрать качественный неоригинальный комплект, а за 5 тысяч – самый дешевый. Разве что двухмассовые маховики на моторах TSI рано или поздно опустошат карман на несколько десятков тысяч.
![Опять выбирать мотор и коробку: стоит ли покупать Skoda Octavia II за 600 тысяч рублей](https://kolesa-uploads.ru/-/7c7adb8b-0f1b-4a76-b808-16054ba31b51/skoda-octavia-scout-642.jpg)
Выбор мотора – второй повод призадуматься. Ассортимент весьма широк: разве что дизели у нас не предлагались, так что таких вариантов – буквально 3-4 десятка на всю страну. Зато бензиновых двигателей целая россыпь: от 1,4-литрового на 80 л.с. до 1,8-литрового наддувного на 160 сил, а то и двухлитрового 200-сильного на версии RS. На практике же выясняется, что почти у каждого варианта – свои особенности. К примеру, очень популярен самый простой 1,6-литровый двигатель на 102 л.с.: распределенный впрыск, 8 клапанов, дешевый ременной привод ГРМ – казалось бы, проблемам взяться просто неоткуда. Мотор действительно весьма надежен, но даже здесь без подводных камней не обошлось: иногда он начинает активно подъедать масло при пробегах еще до 100 тысяч километров. Обычно вопрос решается заменой сальников клапанов, однако порой приходится вскрывать мотор основательно для замены поршневых колец.
![Опять выбирать мотор и коробку: стоит ли покупать Skoda Octavia II за 600 тысяч рублей](https://kolesa-uploads.ru/-/403f0f9d-9fca-4667-9bff-ac999d51cb89/skoda-octavia-91-result.jpg)
Другие популярные альтернативы – турбированные моторы TSI на 1,4 и 1,8 литра мощностью 122 и 160 л.с. соответственно. Меньший из них экономичен и тяговит, но не всегда предсказуемо надежен. Проблемы возможны как с цепным ГРМ, так и с прелестями современных технологий в виде аппаратуры непосредственного впрыска (ТНВД не очень дорог – около 20 тысяч, а форсунки – от 6 до 16 тысяч за штуку) и турбонаддува. Сейчас на фоне распространенного масложора у моторов 1,8 TSI этот вариант многие считают наиболее предпочтительным, но с учетом возраста закладывать бюджет на ремонт и обслуживание все равно нужно приличный. Старший 1,8-литровый мотор чаще имеет проблемы с потреблением масла, хотя обновленная поршневая группа под конец выпуска модели (в конце 2012 года) во многом решила этот вопрос. В остальном тут все те же ключевые нюансы: неидеальный цепной ГРМ, непосредственный впрыск (хотя тут форсунки от Bosch можно купить всего по 3-4 тысячи) и турбонаддув. В целом шансы найти Octavia с мотором TSI в хорошем состоянии вполне есть – вот только вложиться сначала в диагностику, а потом в обслуживание придется основательнее. Такова плата за динамику.
![Опять выбирать мотор и коробку: стоит ли покупать Skoda Octavia II за 600 тысяч рублей](https://kolesa-uploads.ru/-/b7f345d1-82c9-4ed9-8d74-5cdcb41a7291/skoda-octavia-583-result.jpg)
Ну а теперь, кратко разобравшись с основными особенностями модели, можно попробовать составить портрет оптимального экземпляра. Как мы уже поняли, одним из основных вопросов будет выбор мотора и коробки. Найти Octavia с мотором 1,4 TSI в хорошей комплектации можно, но с ним обычно сочетается либо ручная коробка передач, либо «сухая» DSG. Так что самым простым и предсказуемым решением будет 1,6-литровый атмосферник в сочетании с АКП Aisin. Здесь все равно придется держать в уме не только средненькие комплектации и невыдающуюся динамику, но и потенциальный расход масла и обслуживание коробки. Однако за 600 тысяч можно выбирать из машин с пробегом менее 100 тысяч километров, что позволяет взять обслуживание машины под свой контроль до возникновения первых проблем. Остается лишь отсеять откровенно «пустые» машины и найти примерно вот такой вариант: в неплохой комплектации и с пробегом около 80 тысяч. Если владелец подтвердит пробег сервисной историей, а толщиномер и Автотека укажут на безаварийное прошлое и отсутствие обременений и других проблем, то на таком лифтбеке можно проездить еще очень долго. Ведь при смене Octavia на более свежую придется подумать над выбором не только мотора и коробки, но и задней подвески: там базовой стала полузависимая балка, а многорычажка предлагается для машин мощностью от 150 л.с. Но это уже совсем другая история.
![Опять выбирать мотор и коробку: стоит ли покупать Skoda Octavia II за 600 тысяч рублей](https://kolesa-uploads.ru/-/78abd099-ae77-452f-8f23-3163c0c5502b/screenshot-at-may-25-12-29-03.png)
Возможно вам будет интересны следующие сервисы: