Первый серийный российский автомобиль: история Руссо-Балта

В основу первой модели Руссо-Балт С24/30 легла конструкция забытой ныне бельгийской компании Fondu.

В 1909 году в Риге из ворот Русско-Балтийского вагонного завода (РБВЗ) выехал первый автомобиль, который позднее стали называть Руссо-Балтом (в те годы писали, как правило, Руссо-Балтийский или вообще — Russo-Baltique). Он был далеко не первым отечественным автомобилем. Но по сути — первым по-настоящему серийным. Именно на РБВЗ однотипные машины стали изготавливать сериями по несколько десятков штук. И главное — Руссо-Балты практически полностью изготавливали в Российской Империи, на современном заводе, а не собирали из импортных комплектующих.

Первый серийный российский автомобиль: история Руссо-Балта

Первый серийный российский автомобиль: история Руссо-Балта

В основу первой модели Руссо-Балт С24/30 легла конструкция забытой ныне бельгийской компании Fondu. У рижского завода, основной продукцией которого были железнодорожные вагоны, были связи с бельгийской фирмой того же профиля.

Первый серийный российский автомобиль: история Руссо-Балта

Первый серийный российский автомобиль: история Руссо-Балта

Первый серийный российский автомобиль: история Руссо-Балта

Первый серийный российский автомобиль: история Руссо-Балта

Первый серийный российский автомобиль: история Руссо-Балта

Первый серийный российский автомобиль: история Руссо-Балта

Главным конструктором автомобильного отдела РБВЗ стал молодой швейцарец Жюльен Поттера, работавший прежде на Fondu и спроектировавший бельгийский автомобиль, а теперь — поставивший его на производство в Риге. Однако конструкцию Fondu CF 24/30 1906 года порой считают заимствованной от немецкой модели Mercedes Simplex, выпускавшейся с 1902 по 1909 годы во множестве версий. Проделаем обратный путь: от России — в Бельгию, а потом и в Германию.

Первый серийный российский автомобиль: история Руссо-Балта

Первый серийный российский автомобиль: история Руссо-Балта

Рижский бальзам

Создавая первый Руссо-Балт, руководители автомобильного отдела РБВЗ пошли по самому правильному пути. Они не только взяли удачную зарубежную конструкцию, но и привлекли ее автора Жюльена Поттера для адаптации к российским реалиям и возможностям завода. Швейцарец проработал в Риге около трех лет и участвовал не только в модернизации автомобилей серии С, но и в создании следующих моделей.

У завода были хорошие перспективы. Но развитие сдерживал очень низкий платежеспособный спрос, а потом началась война, и завод эвакуировали по частям в Петроград, Тверь и Москву. Последние автомобили собирали в Петрограде примерно до 1918 года. Всего изготовили немногим более 600 Руссо-Балтов, из них больше половины — серии С. Модернизированный Руссо-Балт С24/40 под именем Промбронь в 1922 году стал первым автомобилем Советской России.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала бельгийского историка автомобилей Лео ван Хоорика.

Первый серийный российский автомобиль: история Руссо-Балта

В основу первой модели Руссо-Балт С24/30 легла конструкция забытой ныне бельгийской компании Fondu.

Первый серийный российский автомобиль: история Руссо-Балта — фото 1125236Первый серийный российский автомобиль: история Руссо-Балта — фото 1125238Первый серийный российский автомобиль: история Руссо-Балта — фото 1125237Первый серийный российский автомобиль: история Руссо-Балта — фото 1125239Первый серийный российский автомобиль: история Руссо-Балта — фото 1125241Первый серийный российский автомобиль: история Руссо-Балта — фото 1125240Первый серийный российский автомобиль: история Руссо-Балта — фото 1125242Первый серийный российский автомобиль: история Руссо-Балта — фото 1125243Первый серийный российский автомобиль: история Руссо-Балта — фото 1125244Первый серийный российский автомобиль: история Руссо-Балта — фото 1125245Фото: из архива автора

Источник

Рейтинг
( Пока оценок нет )