Бешеная табуретка, Капсула смерти… удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111

А еще маленький отечественный автомобиль называли Креветкой, Кабиной от КАМАЗа, Брелоком от БЕЛАЗа, Окурком, Пиджаком на колесах, Полчаса позора и ты на работе… Что не мешало многим людям любить его.

Мне трудно воспринимать Оку раритетом. Не только потому, что прекрасно помню, как она появилась, но и потому, что каждое утро вижу живой, ухоженный экземпляр, на котором круглый год ездит сосед. Говорит, что для Москвы Ока его устраивает. А в качестве парадно-выходного автомобиля у него Mercedes-Benz 1982 года.

Москва-Серпухов

В былые времена прилагательные «маленький» и «дешевый» в отношении к автомобилям, по сути, были синонимами. Европейцы покупали компактные малолитражки сотнями тысяч и даже миллионами. Потом в это дело успешно включились японцы, упорно завоевывая своими «микрами» и европейские рынки. А уж неизбалованные советские граждане мечтали о любом, пусть и совсем маленьком и слабосильном автомобиле, который всё равно комфортней и вместительней мотоцикла с коляской.

Работы в этом направлении в НАМИ вели с середины 1950‑х. Но в серию пошли лишь два автомобиля —ЗАЗ‑965 и серпуховская мотоколяска. Но в размерном классе мотоколясок можно было создать и более приличный, комфортабельный и даже просторный автомобиль. И пример был совсем рядом — в социалистической Польше, где с 1973‑го по итальянской лицензии делали заднемоторный Fiat 126, получивший прозвище Малух («Малыш»).

Материалы по теме

Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111
Как рождался советский передний привод

Проект подобного автомобиля НАМИ‑0204, правда не воплощенный в металле, в середине 1970‑х появился и в СССР. В это же время НАМИ активно начал работы по переднему приводу. Идея состояла в том, чтобы доказать работоспособность такой компоновки для любого класса автомобилей, производимых в СССР.  Поэтому прототипы делали из того, что было: Волгу — из Волги с двигателем Москвича‑412, Жигули — из Фиата‑124 и агрегатов Peugeot 204, а самый компактный автомобиль — из польского Fiat 126, переставив его двухцилиндровый 650‑кубовый 23‑сильный двигатель вперед. Такой автомобильчик получил обозначение НАМИ‑0219.

Но идея нового микроавтомобиля зрела и в Серпухове, где много лет делали простецкие мотоколяски с мотоциклетными двухтактными моторами и коробкой передач с последовательным переключением. Конечно, конструкторам хотелось создать нечто современней и интересней. И заручившись поддержкой министерства, серпуховское КБ и НАМИ стали работать вместе.

Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111

В 1981 году появился НАМИ‑0231, следующим из прототипов стал НАМИ‑0266, а за ним — собранный уже в Серпухове СМЗ‑1101, впервые получивший имя Ока (пока неофициальное). Предполагали использовать польские моторы Fiat, но в Польше в начале 1980‑х была крайне сложная политическая обстановка: забастовки, противостояние правительства и профсоюза «Солидарность». Решили создать собственный двигатель.

И вот тогда министр автопрома Виктор Поляков — бывший директор ВАЗа — решил подключить к проекту мощные силы Волжского завода, что и произошло весной 1983 года. Тем более что Серпуховской завод под производство принципиально новой модели предстояло еще и серьезно реконструировать: там планировали ежегодно собирать 10 тысяч автомобилей с ручным управлением — для инвалидов (примерно столько выпускали «инвалидок» ежегодно на весь СССР). А еще по 20 тысяч машин — уже с нормальными органами управления — должны были делать ВАЗ и КАМАЗ.

Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111

Москва-Тольятти

Дело пошло быстрее, но в Тольятти, по сути, стали создавать совсем новый автомобиль. За образец взяли японский Daihatsu Cuore 1980 года. Именно на него стала похожа Ока под индексом ВАЗ‑1111.

Новый двигатель ВАЗ‑111 проектировали с чистого листа. Техническое задание предписывало создать два двухцилиндровых мотора рабочим объемом 0,65 л и 0,75 л. Опытные двигатели развивали, соответственно, 29,6 л.с. и около 36 л.с.

Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111

Первый агрегат собрали в январе 1984 года. Но мотор еще предстояло доводить, к тому же он был минимально унифицирован с серийными. А двигатель ВАЗ‑2108 для поперечного размещения на «восьмерке» уже был доведен и готов к производству. Решили делать мотор для Оки, «отрезав» от четырехцилиндрового первый и четвертый цилиндры. Дело было не простое, но в результате родился приличный по характеристикам двигатель ВАЗ‑1111 — объемом 0,65 литра и мощностью 29 л. с. при 5600 об/мин, работавший с четырехступенчатой коробкой передач.

Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111

Материалы по теме

Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111
Подарок Сталину, копия Победы и Малыш — какие машины делали в соцстранах

Весной 1984 года опытный образец ВАЗ‑1111 серии 100 (по традиционной вазовской системе обозначения прототипов) вышел на испытания. Коротенькая машина с задней подвеской типа той, что стояла на Suzuki — с разнесенными пружинами и амортизаторами, оказалась очень неустойчивой, склонной к опрокидыванию даже на относительно невысоких скоростях и при не слишком сложных маневрах.

Японская машина, по справедливому мнению советских испытателей, была сделана в первую очередь для спокойной городской езды. Советской же малолитражке предстояла более сложная и многогранная жизнь.

Образцы серии 200 в 1985‑м выросли в базе на 100 мм и получили заднюю подвеску, аналогичную таковой на ВАЗ‑2108, - отработанной и доведенной, в том числе совместно с фирмой Porsche. Параллельно с доводкой стандартных машин работали и над версиями с ручным управлением. В 1987‑м Оку ВАЗ‑1111 госкомиссия приняла к серийному производству.

Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111

Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111

Стройки и перестройки

Новая микролитражка, наряду с иными перестроечными переднеприводными моделями ВАЗ, ЗАЗ и АЗЛК вызвала в стране огромный интерес и тоже стала символом прорыва СССР и, в частности, его автопрома, к новым горизонтам. О машине, как водится, очень много писали еще до начала производства. Оку называли тогда молодежной. Многие трактовали это так, что по цене машина будет доступна чуть ли не студентам. Потом, правда, оговорились: речь о том, что автомобиль проектировали, в основном, молодые инженеры и дизайнеры. Что, кстати было правдой. А стоил ВАЗ‑1111 в 1989 году 3500 рублей — как и ЗАЗ‑968М с 30‑сильным мотором и на 400 рублей дешевле, чем 40‑сильная версия Запорожца. Но Ока была намного современней машин из Запорожья.

Первым заводом, начавшим в конце 1987 года серийное производство Оки, стал Камский. Правда выпуск поначалу был мизерным — за 1988‑й изготовили 129 автомобилей. В прессе стало появляться даже имя Кама, но просуществовало оно недолго. ВАЗ в 1988 году выпустил 300 товарных автомобилей, понемногу производство версий для инвалидов начал и Серпуховской завод, вошедший по этому поводу в объединение АвтоВАЗ и переименованный из мотоциклетного в автомобильный — СеАЗ.


Материалы по теме

Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111
10 несбывшихся надежд российского автопрома: с самого начала

Конечно, Ока стала прорывом в классе советских микроавтомобилей. По сравнению с мотоколясками она оказалась намного комфортней, динамичней, взрослее. На дороге Ока вела себя прилично. Не очень для наших условий подходили маленькие 12‑дюймовые колёса. Но главная проблема была в качестве изготовления: диски передних тормозов при интенсивной езде коробились от перегрева, подводила электрика, подтекали шланги системы охлаждения. Особенно это относилось к машинам из Серпухова, а ведь их предназначали инвалидам.

В редакции журнала «За рулем» жили штук семь автомобилей разных заводов и лет выпуска. Вместе с легкой иронией (появился термин «однит» — это когда в двухцилиндровом двигателе барахлила одна свеча) машина вызывала и симпатию компактностью, экономичностью, надежностью двигателя. Но до конца некоторые огрехи, по сути, так и не изжили.

А в начале 1990‑х спрос на Оку был стабильным и по некоторым оценкам мог даже достичь 100–150 тысяч ежегодно. Но ни один из трех заводов нарастить производство не мог, а ВАЗ даже стал тяготиться дешевой машиной, отрывающей силы от производства основных, в том числе и с точки зрения прибыльности, моделей. В 1995 году, изготовив всего 19 551 микролитражек, ВАЗ снял их с производства, оставив у себя лишь выпуск некоторых комплектующих, а основное оборудование отправили в Серпухов.

Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111

Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111

Материалы по теме

Мишка, 1999 г.
УАЗ Симба, Мишка, Ока-2 и другие неудачи российского автопрома

Тем временем возникла затея приспособить к делу незаконченный тракторный завод в Елабуге, дооборудовав его для производства Оки. Чего там только не планировали делать! Заодно создали и слегка модернизированную Оку‑2 с индексом ВАЗ‑1121. В перспективе обещали новый 3‑цилиндровый двигатель рабочим объемом 0,8 л (40 л.с.), а в дальнейшем — даже и пятидверную версию ВАЗ‑1125 с 52‑сильным двигателем объемом 1,1 л. Кстати, у прототипа Оки — Daihatsu Cuore пятидверная версия была. Говорили уже о 900 тысячах автомобилей в год!

Но единственное, что произошло — появление в 1996‑м ВАЗ‑11113 c двигателем 0,75 л мощностью 31,7 л.с. - половинка от 1,5‑литрового агрегата ВАЗ‑21083. В остальном серийные микролитражки мало менялись еще десятилетие.

Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111

Прыжки в ширину

Девяностые годы в истории нашего автопрома по-своему уникальны множеством попыток создать что-то свое, новое, необычное. А не только торговать чужим. Попытки эти были часто наивны, иногда авантюрны, но порой и интересны. На эти годы пришелся и расцвет российского тюнинга, который, разумеется, не миновал и Оку.

Для начала обычно кто во что горазд освежали внешность. Потом дело доходило до амортизаторов и колес. Ставили более практичные 13‑ и даже 14‑дюймовые колеса, а заодно — усовершенствованные тормоза с вакуумным усилителем от ВАЗ‑2110. Появился даже вариант с четырехцилиндровым британским мотором Rover рабочим объемом 1.3 л и мощностью 63 л.с. Ехала такая Ока, конечно, очень резво. Но любой более-менее серьезный тюнинг, особенно в условиях единичного производства, поднимал цену Оки до Жигулей, а то и до компактной иномарки.

Однако интерес к Оке не угас и на ВАЗе — даже после того, как ее сняли с конвейера. В первой половине 1990‑х на выставках показывали компактные концепткары дизайнера Евгения Лобанова, построенные на узлах Оки. В 1998‑м, вновь использовав старое название, представили Оку‑2. Но если все эти машины, по сути, были макетами, то очередная Ока‑2 ВАЗ‑1121 2003 года — уже полноценным ходовым автомобилем. Причем симпатичным и интересным на ходу.

Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111

Ока‑2 выросла по сравнению с ВАЗ‑1111: длина — на 250 мм, до 3450 мм, база — на 120 мм, до 2300 мм. Стандартным планировали двухцилиндровый серийный мотор объемом 0,75 л, а в комплектации Люкс хотели использовать четырехцилиндровый (1,5 л, 70 л.с.). Однако новая Ока по цене явно стала бы конкурентом автомобилям классом выше, а ее производство потребовало бы значительных инвестиций.

Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111

Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111

Если ВАЗ изобретал Оку будущего, то КАМАЗ старался ее модернизировать и расширить модельный ряд. Помимо тюнинговых мелкосерийных версий и единичных экзотических кабриолетов, завод малолитражных автомобилей создал модификацию с Мелитопольским мотором от Таврии, объемом 1,1 л и мощностью 50 л.с. Такие машины даже выпускали серийно, поначалу — на близкой к заводу фирме «Астро». А вот удлиненная версия Алсу с базой 2300 мм и таким же 50‑сильным мотором так и осталась прототипом.

В Набережных Челнах построили даже полурамный грузовичок Ока-Гном с дизелем Д18А. Двухцилиндровый мотор рабочим объемом 0,7 л развивал 25 л.с. при 4400 об/мин. Машины грузоподъемностью до 300 кг в 2001–2006 годах выпускали мелкосерийно под именем ВАЗ‑17013 Тойма, но с обычным бензиновым двигателем и кузовом фургон.

Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111

Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111

Последнее китайское

В начале нынешнего века стало окончательно ясно: Оке нужен новый двигатель — карбюраторный не укладывался в современные экологические нормы и доживал последние дни. Довести до ума впрысковой вариант штатного двигателя ВАЗ‑11113 так и не удалось. По крайней мере, производители решили, что проще найти импортный мотор. Тюнинговые фирмы, близкие к КАМАЗу, уже опробовали китайский двигатель, созданный по лицензии Suzuki — трехцилиндровый рабочим объемом 0,8 л, мощностью 37 л.с.

Материалы по теме

Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111
14 автомобильных марок, исчезнувших в наши дни

А в начале 2000‑х на СеАЗе выбрали тоже китайский, но в прошлой жизни трехцилиндровый двигатель Daihatsu. Когда-то история Оки круто повернулась именно благодаря этой марке, ей же и заканчивалась. В мае 2006‑го от производства Оки отказался ЗМА КАМАЗ. Последним борцом за малолитражку оставался Серпуховской завод, который ВАЗ еще в 2005‑м сбыл с рук.

Итак, китайский мотор, знакомый по микролитражке Chery QQ, при рабочем объеме 1,0 л развивал 53 л.с. С ним работала пятиступенчатая коробка передач. Выпуск СеАЗ‑1116 с таким силовым агрегатом начали в 2006 году, контракт был заключен на поставку 20 000 моторов. Но интерес покупателей к заметно подорожавшей, но сохранившей многие старые «болячки» машине стремительно падал. Ее история завершилась в 2008 году: ровно через два десятилетия после начала серийного производства. Суммарно на всех заводах выпустили около 700 тысяч микролитражек.

Финал стал логичным. И дело не только, даже не столько, в том, что Ока устарела. Изменился сам подход к микроавтомобилю. Нынешние компактные автомобили — динамичные, комфортные, безопасные — уже не могут быть дешевыми, хотя бы потому, что все современные устройства надо «утрамбовать» в очень небольшой объем. Даже в Западной Европе микролитражки нынче далеко не столь популярны, как полвека назад. А специфика нашего рынка и наших условий такова, что компактность, маневренность и экономичность «микриков» не ценят даже горожане. Остаются лишь немногочисленные оригиналы. Вроде того, кого я и сегодня встречаю у Оки почти каждый день. Но тут уж речь совсем о других побудительных мотивах и даже о других чувствах.

Пролог и эпилог

История микроавтомобилей в СССР началась в 1950‑х. В стране после войны по официальным данным было более двух миллионов инвалидов, а трехколесные мотоциклообразные повозки нормальным транспортным средством считать можно было лишь с большой натяжкой.

Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111

Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111

Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111

Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111

Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111

Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111

Медвежья услуга

Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111

В начале 2000‑х АСМ-Холдинг — бывшее союзное министерство широко рекламировал проект нового микроавтомобиля Мишка. Речь шла о неких мифических небольших заводах, где непонятно из чего будут собирать новый компактный автомобиль.

Первые опытные образцы, построенные НАМИ, представляли собой всего лишь Оку с не слишком аккуратно выклеенными внешними панелями из стеклопластика. Позднее появились версии увеличенного размера, в том числе пикап, фургон, электромобиль и даже гибрид. Но очень скоро всё, как предрекали многие трезвые головы, затихло.

Бешеная табуретка, Капсула смерти… удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111

А еще маленький отечественный автомобиль называли Креветкой, Кабиной от КАМАЗа, Брелоком от БЕЛАЗа, Окурком, Пиджаком на колесах, Полчаса позора и ты на работе… Что не мешало многим людям любить его.

Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111 — фото 1139310Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111 — фото 1139309Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111 — фото 1139308Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111 — фото 1139312Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111 — фото 1139314Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111 — фото 1139311Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111 — фото 1139313Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111 — фото 1139315Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111 — фото 1139316Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111 — фото 1139318Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111 — фото 1139319Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111 — фото 1139317Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111 — фото 1139322Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111 — фото 1139320Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111 — фото 1139321Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111 — фото 1139323Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111 — фото 1139325Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111 — фото 1139324Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111 — фото 1139328Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111 — фото 1139326Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111 — фото 1139327Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111 — фото 1139329Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111 — фото 1139330Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111 — фото 1139331

Бешеная табуретка, Капсула смерти… удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111

А еще маленький отечественный автомобиль называли Креветкой, Кабиной от КАМАЗа, Брелоком от БЕЛАЗа, Окурком, Пиджаком на колесах, Полчаса позора и ты на работе… Что не мешало многим людям любить его.

Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111 — фото 1139310Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111 — фото 1139309Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111 — фото 1139312Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111 — фото 1139308Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111 — фото 1139314Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111 — фото 1139311Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111 — фото 1139313Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111 — фото 1139315Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111 — фото 1139316Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111 — фото 1139318Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111 — фото 1139317Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111 — фото 1139319Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111 — фото 1139320Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111 — фото 1139322Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111 — фото 1139321Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111 — фото 1139323Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111 — фото 1139325Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111 — фото 1139324Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111 — фото 1139328Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111 — фото 1139326Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111 — фото 1139327Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111 — фото 1139329Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111 — фото 1139330Бешеная табуретка, Капсула смерти... удивительная жизнь Оки ВАЗ‑1111 — фото 1139331

Источник

Рейтинг
( Пока оценок нет )