Как создается современная бронетехника

О бесперспективности бронетехники рассуждают многие на протяжении уже последних 25 лет. Однако едва ли не каждый год на свет появляются новые бронетранспортеры, боевые машины пехоты и танки. Так какая она — современная военная техника?Читайте такжеПодземный фронт: как удавалось строить метро во время войны

Появление несколько лет назад нового российского танка Т-14, созданного на универсальной гусеничной платформе «Армата», наделало много шума. В этом танке было применено много инновационных разработок, что сделало его по-настоящему революционным и не имеющим аналогов. Однако голоса скептиков не утихали, и по-прежнему можно было слышать, что время танков прошло. По их мнению, сейчас даже нерегулярные вооруженные формирования имеют установки ПТУР, что делает танки практически беззащитными мишенями. Если только они не оборудованы современными средствами защиты, например, комплексами активной защиты (КАЗ), какие имеют в своем арсенале российский Т-14, американский Abrams M1A2C и израильский Merkava Mk.4.

От танков никто не собирается отказываться в будущем. Об этом говорит и заключенный между Францией и Германией в конце апреля меморандум о разработке перспективного танка в рамках проекта Main Ground Combat System (MGCS).

Этот проект существует без малого десять лет, но только теперь обе страны приняли окончательное решение о создании танка, который придет на смену немецкому Leopard 2 и французскому Leclerc в середине 30-х годов. Не исключено, что в перспективе к Франции и Германии присоединятся и другие страны — например, Италия, ранее выражавшая заинтересованность в обновлении своего танкового парка.

Американский танк почти готов к серийному производству

Читайте такжеТехника Красной Армии: от «Зоси» до «Зверобоя»

Но пока французы и немцы только готовятся начать разработку, другие страны уже представили свои перспективные танки, которые должны появиться в войсках в самое ближайшее время.

Речь идет об американском среднем 38-тонном танке концерна General Dynamics, разработанном в рамках программы Mobile Protected Firepower. Этот танк уже был представлен министру обороны США Райану МакКарти, что говорит о весьма высоких шансах быть принятым на вооружение. Правда, сначала надо выдержать схватку с конкурентом концерна BAE Systems, итоги которой станут известны в следующем году.

К плюсам танка от General Dynamics можно отнести возможность транспортировки самолетами С-17, доработанную облегченную башню и систему управления огнем от танка Abrams M1A2C. Этот танк относится к более легкой весовой категории, поэтому его вооружили не 120-миллиметровой, а 105-миллиметровой пушкой, экипаж составляет 4 человека, и, по неподтвержденной пока информации, танк получит комплекс активной защиты. Пентагон планирует заказать примерно 500 танков для оснащения десантных и мобильных пехотных подразделений. Для испытаний должны быть представлены 12 прототипов, за которые американское военное ведомство заплатило 750 миллионов долларов.

Танк для Азии

В этом году индонезийская армия начала получать на вооружение средний танк Harimau, массой 35 тонн. Самое интересное, что в мире этот танк больше известен как турецкий и под именем Kaplan MT. Ничего удивительного в этом нет, так как основным разработчиком машины была турецкая компания FNSS, а индонезийская фирма PT Pindad участвовала в разработке в роли «младшего партнера».

Читайте также:  Замена водительских прав в 2019 году, что важно знать?

В основе танка лежит турецкая универсальная гусеничная платформа, на которой построена БМП Kaplan 20, а в перспективе будут построены ещё несколько боевых машин, заказанных армией Турции. Использование этой платформы позволило весьма серьезно сократить время разработки Kaplan MT/Harimau и в значительной мере её удешевить, благодаря использованию отработанной в производстве ходовой части и корпуса, который, правда, пришлось достаточно серьезно перекомпоновать.

Машина оснащается 710-сильным дизелем Caterpillar и автоматической КПП, максимальная скорость на шоссе может достигать 75 км/ч.

Танк вооружен 105-миллиметровой пушкой, а применение автомата заряжания позволило сократить экипаж до трех человек. С учетом опыта локальных конфликтов последних лет, турецко-индонезийская машина получила днище V-образной формы, что позволяет выдержать подрыв взрывчатого вещества массой до 10 кг.

Читайте такжеЭта техника помогает россиянам выжить в Русской Арктике

Модульная броня способна защитить экипаж и жизненно важные узлы машины от обстрела пушек калибром до 30 миллиметров, а для защиты танка от противотанковых ракет и гранат в перспективе предполагается использовать комплекс активной защиты Pulat, разработанный турецкой компанией Aselsan.

 

Первоначально танк будет поставляться только в индонезийскую армию, но все без исключения специалисты отмечают его хороший экспортный потенциал. Судя по всему, Kaplan MT поступит на вооружение и турецкой армии, в которой давно назрела необходимость перевооружения на более современные образцы бронетехники. Тем более, что танк разработан не для полномасштабной войны, а для локальных конфликтов, в которых Турция принимает активное участие уже не первый год.

Горный танк для Китая

В прошлом году на вооружение китайской армии поступил средний танк Type-15, разработка которого велась оборонным концерном NORINCO с 2012 года. Эта машина сразу получила неофициальное название «горный танк», так как китайская армия планирует использовать его в горных районах и других труднодоступных для основных боевых танков регионах.

К особенностям «горного танка» стоит отнести весьма мощный для машин весовой категории 33-36 тонн 1000-сильный дизельный двигатель, с которым на пару трудится автоматическая КПП, 105-миллиметровую пушку с автоматом заряжания, способную, помимо снарядов, стрелять управляемыми ракетами и поражать цели на дальности до 5000 метров, а также установленный на крыше башни дистанционно управляемый модуль. Он состоит из 12,7-миллиметрового пулемета и 40-миллиметрового автоматического гранатомета.

Type-15 оснащен «продвинутой» системой управления огнем, которая, по утверждениям разработчиков, значительно превосходит таковую у всех машин «вероятного противника».

Так как Type-15 предназначен для ведения боевых действий в горах, то под таковыми следует понимать и индийские танки. Правда, Индия не располагает специализированными «горными танками», а затащить в горы индийские Т-72 или Т-90 вряд ли получится. Так что китайцы говорят чистую правду.

Читайте также:  Стоит ли брать подержанную Дэу Нексия?

Противником китайского танка в гипотетическом военном конфликте могут стать разве что индийские БМП или БТР, которые совершенно точно не имеют такой системы управления огнем, как у Type-15. В расчете на встречу именно с таким противником китайский «горный танк» получил достаточно слабое бронирование, способное защитить машину лишь от огня малокалиберной артиллерии.

Бронирование танка может быть усилено путем установки дополнительных броневых модулей и динамической защиты. На шоссе танк может разгоняться до 70 км/ч, запас хода составляет 450 километров. Впервые серийные Type-15 были показаны в октябре прошлого года на военном параде в Пекине, а вскоре на эти танки нашелся и первый зарубежный покупатель — Бангладеш, заказавший 44 машины. Экспортная модификация Type-15 называется VT5 и под этим названием предлагается на мировом рынке бронетехники.

Тяжелые танки возвращаются

Во многих странах сейчас решили воскресить казалось бы прочно забытый класс средних танков. В тоже время многие страны начали выпускать тяжелые бронетранспортеры, которые по массе догнали средние танки, а по габаритам даже превзошли их.

Современные российские бронетранспортеры напоминают своих предков сорокалетней давности лишь в общих чертах.

К числу таких массивных «бронекачков» относится новейший российский бронетранспортер «Бумеранг», чья масса, в зависимости от бронирования, может колебаться в пределах 25-35 тонн. В последнем случае «Бумеранг» весит больше, чем легендарный танк Т-34 и более чем в два раза тяжелее бронетранспортера БТР-82А.

«Бумеранг»

В основе «Бумеранга» лежит платформа ВПК-7829, на которой также построена колесная БМП, а в перспективе планируется создать колесный танк. Платформа разработана «Военно-промышленной компанией», первый показ «Бумеранга» состоялся на параде Победы в Москве в 2015 году, а в 2021 году ожидается завершение цикла испытаний с последующим принятием машины на вооружение.

От предыдущих бронетранспортеров ещё советской разработки «Бумеранг» отличается кардинально. Во-первых, он имеет многослойную, металлокерамическую броню — в максимальном броневом «обвесе» бронетранспортер способен выдерживать попадания снарядов калибра 30 миллиметров. Во-вторых, для «Бумеранга» предусмотрена широчайшая гамма вооружения: 7,62-миллиметровые и 12,7-миллиметровые пулеметы, пушки калибра 30, 57 и 100 мм (для колесного танка), комплекс противотанкового управляемого вооружения «Корнет» и «Атака», 40-миллиметровый автоматический гранатомет. В-третьих, «Бумеранг» станет первым отечественным бронетранспортером, который может получить комплекс активной защиты «Афганит», что сделает его самым защищенным бронетранспортером в мире. В-четвертых, высадка десанта производится не из верхних или боковых люков, а из задней аппарели. К подобному решению в настоящее время пришли практически все производители бронетранспортеров в мире. И наконец, «благодаря V-образному днищу, «Бумеранг» имеет хорошую противоминную защиту, несопоставимую с той, какую имели БТР-70 или БТР-80.

«Бумеранг» совершил большой шаг вперед в деле создания отечественных бронированных боевых машин, предназначенных для современных конфликтов.

Бронетранспортер имеет экипаж из трех человек, а в десантном отделении размещаются ещё восемь солдат. 750-сильный турбодизель позволяет развивать максимальную скорость 100 км/ч на шоссе, дальность хода составляет 800 километров. Кроме того, бронетранспортер с базовой схемой бронирования может плавать со скоростью 12 км/ч.

Читайте также:  10 скандальных случаев нападения водителей на инспекторов ГИБДД

По результатам испытаний, проведенных в 2019 году, было принято решение доработать корпус «Бумеранга» для улучшения его плавучести и более комфортного размещения десанта. Несмотря на то, что бронетранспортер пока не принят на вооружение российской армии, в настоящее время уже ведутся переговоры об экспортных поставках машины: в числе перспективных покупателей называются некоторые страны Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Северной Африки и экс-советские республики.

Крадущийся тигр

В этом году тайваньская армия начала получать бронетранспортер CM-34 Yunpao II, известный также под неофициальным названием Cloud Leopard II. Этот бронетранспортер построен на универсальной колесной платформе, на которой для армии Тайваня с 2010 года строится несколько типов бронированных машин. Среди них — бронетранспортер CM-32 Yunpao, разработка которого велась в начале 2000-х оборонным центром ORDC и ирландской компанией Timoney Technilogy. Последняя известна своим участием в разработке различных колесных и гусеничных бронемашин для армий стран Юго-Восточной Азии.

CM-34 Yunpao II

Несмотря на ряд достаточно неплохих разработок, первоначально ирландской компании не удалось создать машину, которая полностью удовлетворяла бы требованиям тайваньской армии. CM-32 Yunpao получил слабое бронирование, которое не выдерживало обстрела пулями калибра 12,7 мм, силовой набор корпуса был рассчитан с ошибками, из-за чего нередко отмечались трещины, военных не устраивала слабая 20-миллиметровая пушка, способная эффективно поражать ограниченное число целей.

Единственно к чему не было нареканий, так это к хорошей противоминной защите — благодаря специальной форме днища, экипаж и десант мог выжить при подрыве взрывчатого вещества массой до 12 килограммов. Но недостатков у бронетранспортера было всё же больше. Именно поэтому начиная с 2015 года было принято решение провести модернизацию машины.

Обновленный бронетранспортер получил новую двухместную башню, вооруженную американской 30-миллиметровой автоматической пушкой Bushmaster, хорошо зарекомендовавшей себя на ряде бронемашин. Лобовая броня Yunpao II теперь гарантированно выдерживает попадания 12,7-миллиметровых бронебойных пуль. Кроме того, было немного доработано десантное отделение.

На шоссе Yunpao II может разогнаться до 110 км/ч, а на воде — до 8 км/ч.

Экипаж машины по-прежнему состоит из трех человек, а в десантном отделении перевозятся шесть солдат. Доработки привели к тому, что вес машины увеличился с 22 до 24 тонн, но это не сильно ухудшило характеристики машины. Бронетранспортер оснащается 450-сильным дизелем Caterpillar, дальность хода составляет 800 километров. Тайваньская армия планирует заказать 280 бронетранспортеров, а также некоторое количество сделанных на его базе самоходных минометов, колесных танков и машин управления.

 

Александр Плеханов

Источник