«За рулем» провел исследование и сделал расчеты. Результаты — любопытные (особенно по каршерингу)!
Новый вирус перетряхнул подходы к владению автомобилем. Для примера возьмем Москву, где доступно полное разнообразие, но будем помнить, что сервисы развиваются и охватывают всё новые мегаполисы.
Хоть на минуту
В столице докоронавирусного периода каршеринг (образовано от английских слов car — «автомобиль» и share — «делить») развивался стремительно. На время карантина сервис прикрыли, и как он будет развиваться после снятия всех ограничений, пока непонятно — но не вымрет точно. Арендовать разбросанные по мегаполису машины можно хоть на несколько минут, чем подавляющее большинство клиентов и пользуется. Есть тарифы с пакетами на несколько часов или суток. В тариф включено всё, включая заправки, мойки и парковки на муниципальных уличных стоянках.
Вслед за «каршерингом» появился термин «автомобиль по подписке». В России услугу предлагают пока только два бренда — Volvo и Hyundai. Машину вы «выписываете» на несколько месяцев, вплоть до года, поэтому в цену включены ТО и сезонная смена резины. Топливо, мойки и стоянка — за счет клиента. В других странах иногда предусмотрена возможность замены на модель другого класса для разовых поездок или на несколько дней (зависит от условий договора).
Подписка пока предлагает довольно скудный выбор моделей. В программе Hyundai Mobility участвуют кроссоверы Creta 2.0, Tucson 2.0 и Santa Fe 2.2 CRDi, микроавтобус Н‑1 и седан Sonata 2.5. В Volvo Car Drive сейчас представлен только переднеприводный 190‑сильный седан S90, хотя стартовала программа год назад с паркетником XC60 AWD с 249 «лошадьми». В ходу только богатые комплектации.
Поездки «с прицепом»
Пока передвигаешься один и налегке — пойдет любое средство передвижения. Моя любовь к метро закончилась еще лет восемь назад. Нужно было в час пик проехать три станции с небольшим чемоданом. Втиснулся только в третий поезд!
Машина хороша тем, что помимо тебя любимого везет еще и кучу всего полезного. Свою можно эксплуатировать как угодно. Если требования ПДД не нарушены, слова никто не скажет.
Любой арендованный автомобиль влечет массу ограничений. Грязное и громоздкое, что может испортить салон, — нельзя. Таксист откажется от заказа. В каршеринге есть шансы попасть на штраф от оператора по сигналу от бдительных сограждан. Особенно если вы грузите машину с прицелом стать героем Ютуба. Формально запрет есть и при подписке, но тут попасться почти нереально. Разве что при приемке машины после окончания контракта всплывут следы чересчур вольного с ней обращения.
Перевозка ребенка безопаснее всего в своей машине и максимально близкой к ней по сути «подписной». Детское кресло будет собственным, а значит обеспечивающим ребенку максимальную защиту по всем параметрам. В такси придется пользоваться «общественным», и не факт, что идеально подходящим ребенку. Да и ждать машину придется дольше: нужное оборудование есть не у всех таксистов.
Отдельные каршеринговые автомобили оснащены детскими креслами, но их еще меньше, чем такси. Сомнительное удовольствие перед поездкой в одиночку проехать несколько километров за нужной машиной. Поехать со своим креслом? И куда его пристроить после поездки?
Владельцам средних и крупных собак вариантов остается еще меньше. Небольшие породы (как и кошек) без проблем посадят в такси в переноске. Для остальных придется вызывать специальное «зоотакси». Это более высокая цена и отнюдь не 5–10 минут ожидания: сервис специфический, машин немного. А вдруг потребуется экстренный визит к ветеринару?
Каршеринг, оказывается, для собачников под запретом. Конечно, можно выкрутиться, но за грязный салон по сигналу от следующего водителя вам влепят штраф. А, взяв с собой накидку на сиденье, как и с детским креслом, возникает вопрос: куда ее девать потом?
В автомобилях по подписке нет прямого запрета на перевозку животных. Главное, чтобы при сдаче салон и кузов оказались в надлежащем виде.
Ответственность
Пассажир такси (как, впрочем, и общественного транспорта) никаких дополнительных расходов сверх тарифа не несет. В отличие от владельца личного автомобиля — хотя у него есть определенная свобода маневра. Считаете штраф несправедливым — оспариваете. Химчистка салона — по желанию. Мелкие царапины можно игнорировать. Повреждения кузова средней тяжести часто ремонтируют не сразу, а когда будут лишние деньги и время. После серьезного ДТП метод восстановления можно выбрать по вкусу и кошельку.
Материалы по теме
Автомобили УАЗ и Ford будут доступны по подписке от Sollers
С каршерингом так не прокатит — всё на усмотрение оператора. В его распоряжении обширная таблица штрафов, сумма которых доходит до десятков тысяч рублей, и данные банковской карты клиента. Спишут в одностороннем порядке и не посмотрят, что деньги были последними. Об оставляющих без штанов авариях с исками в сотни тысяч рублей в последнее время не слышно, однако дешевым «удовольствие» стукнуть прокатный автомобиль от этого не стало.
С автомобилем по подписке в этом плане несколько проще. Там тоже штрафы и требования содержать машину в идеальном состоянии. Но контролировать ситуацию собственник может лишь изредка: во время ТО, смены шин и, собственно, при сдаче машины по окончании контракта. Раскошелиться придется за многое. Например, Hyundai оценивает каждую легкую царапину под полировку в 2000 рублей, повреждение под окраску — в 12 000. Сколько таких наберется за год эксплуатации? На своей машине вы их, наверное, не считаете. А тут посчитают за вас.
Непосредственные траты
Экономику прикину на примере своих передвижений — так нагляднее и ближе всего к реальности. Расчетный период — год.
Очевидно, что дешевле всего — общественный транспорт. В течение года за московский «Единый» придется выложить 19 500 рублей. Мне поездки на работу и обратно на арендованной машине при умеренных пробках обошлись бы в 400–570 рублей в день. На такси отдал бы 700–750 рублей за эконом-класс и около 1000 рублей по тарифу комфорт. При таких вводных только за дорогу на работу и обратно на самом бюджетном каршеринге (Polo, Solaris) по ставке 7 рублей за минуту я бы отдал за год 98 000 рублей.
Такси вроде Hyundai Elantra возило бы меня за 245 000 рублей в год. В моем ежегодном пробеге дорога до редакции и обратно занимает меньше трети. Значит, с учетом поездок по друзьям, на дачу, по магазинам набежит от 294 до 735 тысяч рублей в год. В сумму входят все накладные расходы — это забота владельца машины.
Но я не посчитал несколько дальних поездок, которые такси и каршеринг по разумной цене мне не обеспечат. Я буду вынужден от них отказаться или заложить на классический прокат еще как минимум 20 000 рублей. Плюс неясность, можно ли будет выехать за границу!
Автомобиль по подписке стоит в год от 406 800 рублей (Hyundai Creta 2.0 4WD с лимитом пробега 30 000 км) до 714 000 рублей (Volvo S90 с лимитом пробега 30 000 км). При сегодняшних ценах бензин на 20 000 км съест под сотню тысяч рублей. Итого — от полумиллиона до 810 000 рублей, если пренебречь мойками и оплатой парковки. Выезд за границу — по одобрению собственника машины, а у Volvo даже российская география ограничена: только ЦФО и СЗФО.
Если ездить только на самом дешевом каршеринге, он окажется выгоднее всего. Но даже такси В‑класса уже сопоставимо по стоимости с «подписной» Кретой. Заемной, но на год полностью личной, с оплаченными шинами, каско, обслуживанием и налогом. А от такси комфорт-класса рукой подать до Volvo, который, согласитесь, совсем иного статуса.
Пример разношерстного парка редакционных машин показывает: если автомобиль не выделяется конским аппетитом или чрезмерной ломучестью, стоимость его содержания составляет 4–5 рублей за километр. Это 80–100 тысяч рублей в год. Плюс налог, каско и ОСАГО. Итого — 110–150 тысяч в год. Правда, без учета цены (и постепенной потери стоимости) самого автомобиля. Ведь во всех предыдущих схемах мы на него не тратимся, а в той или иной форме арендуем.
Для сопоставимости возьмем расчет для кроссовера Hyundai Creta — самой демократичной модели в сервисе подписки и схожей по цене пользования с такси и каршерингом. Три года назад Крета стоила 1,25 млн рублей. Сейчас основная масса предложений на вторичке лежит в пределах 1,0–1,1 млн рублей. Амортизация составила чуть больше 80 тысяч в год — не в последнюю очередь благодаря постоянному росту цен на машины. Итого на содержание и потери в цене собственной Креты я потратил бы 200–230 тысяч рублей в год. Близкий по стоимости одноклассник, который дешевеет активнее, вытянет из кармана около 300 тысяч рублей.
Выводы
Однозначная победа личного автомобиля? При более-менее активной эксплуатации, когда наезжаешь 18 000–20 000 км в год — да, своя машина дешевле в содержании и по всем статьям удобнее и безопаснее. Правда, автомобиль еще нужно купить. Зато потом вы его продадите, вернув часть денег.
Материалы по теме
Посадка в неизвестность: главные опасности каршеринга
Выбор в пользу подписки можно сделать, если вы хотите постоянно ездить на новой машине и норовите спихнуть с себя все заботы о содержании. Но это вариант для тех, кто готов платить за услугу и способен содержать автомобиль в порядке — иначе можно на штрафах разориться.
Каршеринг и такси выгодны, когда поездок немного, а за пределы города приходится выезжать редко и недалеко. Если экономить, готовьтесь быть небрезгливым. Иначе выгоды не будет даже на скромных пробегах. Эти формы, на мой взгляд, непригодны при наличии детей, собак и дачи.
С общественным транспортом всё очевидно — дешево и сердито.
Поэтому мой выбор на обозримое будущее однозначен: держаться за руль личного автомобиля, пока его не отнимут силой. Например, драконовскими поборами. А пока я с ним — здоровее буду!
Свое авто, такси, каршеринг, подписка — что выгоднее?
«За рулем» провел исследование и сделал расчеты. Результаты — любопытные (особенно по каршерингу)!
Свое авто, такси, каршеринг, подписка — что выгоднее?
«За рулем» провел исследование и сделал расчеты. Результаты — любопытные (особенно по каршерингу)!
Возможно вам будет интересны следующие сервисы: