Многообещающее возрождение немецкой марки Borgward, начавшееся в 2015 году с презентации флагманского кроссовера BX7, судя по всему, оказалось пшиком.
Дебют Borgward BX7 на Франкфуртском автосалоне сопровождался мощной информационной волной в СМИ — мол, вот, наконец, появилась достойная альтернатива Audi, BMW и Mercedes-Benz. Кристиан Боргвард, председатель совета директоров и внук Карла Фридриха Вильгельма Боргварда, основателя оригинальной компании, прекратившей существование в 1961 году, с воодушевлением говорил, что сбылась мечта его детства о возрождении семейного предприятия.
Между тем в новодельной Borgward Group AG де факто заправляли китайцы — двумя третями акций владела Foton Motor, она же предоставила производственные мощности в Миюне. Планы были наполеоновские: выпускать по 500-800 тысяч автомобилей в год и продавать их в Китае, Европе, России и странах Ближнего Востока. Чтобы подчеркнуть немецкое происхождение марки, штаб-квартиру организовали в Штутгарте, а на исторической родине Borgward, в Бремене, планировалось построить дополнительный завод мощностью 10 тысяч машин в год и с чистой совестью лепить на собранные здесь машины надписи Made in Germany.
Увы, реальные продажи новых Боргвардов оказались разочаровывающими. В Китае за первый полный год — 2017-й — удалось реализовать 44 380 автомобилей, в 2018-м спрос упал до 32 942 шт. В Европе продажи и вовсе исчислялись десятками, так как нормальной дилерской сети не было: торговать Боргвардами подвизалась прокатная компания Sixt, а их обслуживание было отдано на откуп независимой сети автомастерских A.T.U. Фиаско можно также списать на неудачный дизайн — за исключением эмблемы в китайских кроссоверах ничто не напоминало о классических моделях Borgward, вроде элегантного купе Isabella, которое до премьеры BX7 пиарили со страшной силой.
Foton Motor быстро разочаровалась в бременской марке и в конце 2018 года продала за 580 млн долларов свою долю в ней крупному китайскому извозчичьему сервису UCAR Group. После смены основного собственника продажи Borgward в Китае выросли до 45 321 шт. (по итогам 2019 года), но объясняется это тем, что UCAR Group закупала Боргварды для обновления собственных парков, то есть, по сути, сама у себя. С января по июль этого года марка Borgward на фоне пандемии коронавирусной инферкции COVID-19 реализовала в Китае всего 5589 автомобилей.
А как дела в Европе? Этим вопросом задалось издание Automotive News, оно выяснило, что штутгартская штаб-квартира Borgward лишилась вывески и не подаёт признаков жизни: на письма никто не отвечает, а попытки дозвониться упираются в «бесконечную петлю автоответчика». Штутгартский шоу-рум, где в своё время с помпой отпраздновали возрождение Borgward, находится в запустении, равно как и участок в Бремене, на котором планировалось построить завод. Немецкий потребительский сайт Borgward работает, но не обновлялся с 2018 года. Automotive News также отмечает, что Бруно Ламерт, ставший главой Borgward после смены собственника (прежде Ламерт руководил азиатским подразделением Magna Steyr) не согласился дать интервью, несмотря на неоднократные запросы.
Самое любопытное, что вялотекущая торговля кроссоверами Borgward в Европе продолжается: сейчас ей занимается мультибрендовый дилер Autodis из Люксембурга, с середины 2018 года ему удалось реализовать около сотни машин возрождённой немецкой марки. Представитель дилера утверждает, что никаких сигналов о прекращении поставок из Китая у него нет. Новый среднеразмерный кроссовер Borgward BX7 можно приобрести за 44 200 евро, компактный BX5 — за 36 200 евро, купеобразный BX6 вроде как можно будет купить в будущем, субкомпактный BX3 не предлагают ни в каком виде (вероятно, он в Европе не сертифицирован).
Добавим, что срок действия российского ОТТС, выданного Borgward BX7 в 2018 году, истекает 17 января 2021 года, и нет никаких шансов, что немецко-китайский кроссовер у нас всё-таки появится — документ этот получался ещё от лица Foton Motor, бывшего владельца марки, а UCAR Group до нашего рынка нет никакого дела.
В Китае и Европе в тлеющем режиме Borgward может жить ещё довольно долго и даже, быть может, родит какую-нибудь новинку, но, очевидно, что о реальной конкуренции с большой немецкой тройкой сегодня говорить не приходится — не те масштабы, не те ресурсы, да и машины, честно говоря, тоже не те…
Возможно вам будет интересны следующие сервисы: