Цены в то время менялись практически ежедневно.
Начнем с прейскуранта на автомобили начала 1991 года. Это был последний год существования СССР.
Материалы по темеЛада за 1,5 млн, шины по записи, 40 коп./литр… А что вы помните про 80-е?Автомобильная жизнь в СССР: как оно было на самом делеРубль? 10 копеек? Полтинник? — вспомните цену на бензин 40 лет назад?
ВАЗы, ГАЗы, ЗАЗы
Марка | Примерная стоимость, ₽ |
Ока ВАЗ-1111 | 3500 |
ВАЗ-2105 | 8300 |
ВАЗ-2107 | 9700 |
ВАЗ-2108 | 8300 |
ВАЗ-2109 | 8900 |
Нива ВАЗ-2121 | 9000 |
Волга ГАЗ-2410 | 16300 |
Таврия ЗАЗ-1102 | 5100 |
Москвич АЗЛК-2141 | 9600 |
Павлов и последователи
Тогдашний министр финансов Валентин Павлов вошел в историю, поскольку январская реформа 1991 года впоследствии получила его имя. В 21:00 по московскому времени, когда по старой привычке вся страна уселась перед телевизорами, а практически все магазины закрывались, выяснилось, что президент СССР подписал указ об изъятии из обращения 50-рублевых и 100-рублевых купюр образца 1961 года!
Это был шок. Его до сих пор часто обыгрывают в кино, где герои находят дедушкин клад с кучей денег, а это уже не деньги, а бумажки… Тогда же люди рванули кто куда. На почте посылали сами себе переводы, а в кассах Аэрофлота скупали все билеты подряд, чтобы потом сдать их обратно, получив компенсацию «новыми» деньгами. Официально же без проблем обменивалось не более 1000 ₽ на человека. Тогда изъяли 14 млрд рублей, а розничные цены начали бег в гору.
Материалы по теме
ВАЗ-2103: одни из самых редких и престижных Жигулей
24 июля 1993 года, уже после уничтожения СССР, была проведена новая атака на сбережения. В телеграмме председателя главного банка страны Виктора Геращенко говорилось, что Центробанк «прекращает с нуля часов (по местному времени) 26 июля 1993 года обращение на всей территории Российской Федерации государственных казначейских билетов СССР, билетов Государственного банка СССР и банкнот Банка России образца 1961–1992 годов».
Этот момент я прекрасно помню: мы с родителями сидели на даче, когда случайно включенный радиоприемник сообщил эту новость. В итоге рванули в Подольск, где я, потратив весь «подкожный» запас, приобрел примерно за 500 ₽ комплект тяжеленных белорусских шин на Волгу — выбирать не приходилось. Остатки наличности потратили на рынке, пользуясь тем, что радио в тот день слушали далеко не все продавцы.
Про август 1998 года помнят почти все. 14 августа тогдашний президент объявил, что девальваций не будет, а через три дня доллар подпрыгнул в четыре раза. После этого все поняли, что загадывать что-либо на завтра — дело бесполезное. При этом население резко воспылало любовью к ненашенской валюте.
Так какие же были цены?
В 1992 году нам объявили, что на дворе царит рынок, который, как известно, сам себя регулирует. На электромеханическом заводе, где я тогда работал, стали оригинальным образом выплачивать зарплату. Примерно каждые два дня появлялся приказ директора, согласно которому вводился новый коэффициент, на который умножался твой оклад. Скажем, при окладе в 200 ₽ и коэффициенте, равном 2,6, тебе насчитывали жалованье в 520 ₽. С какой скоростью тогда работали печатные станки, можно только догадываться.
Коэффициент стремительно рос — 3, 5,5, 7, 11, 13,8… Но ценники во всех магазинах переписывали еще быстрее. На заводе участились случаи визитов к директору с просьбой «выписать премию хотя бы на хлеб». Оклад начальника КБ стал ниже стоимости месячного проездного. Зато юные монтажники легко устраивались к таким же юнцам на сиюминутные биржи и подобные заведения, где зарплата была не 900 ₽, а, скажем, 50 000 ₽. Через пару месяцев фирма обычно лопалась, но за это время кто-то успевал обзавестись новеньким автомобилем — например, Москвичом-2141.
Владельцы автомобилей Волга вскоре почувствовали себя миллионерами: цена нижегородских машин первой перевалила за миллион рублей. Вскоре то же сделали и цены на тольяттинские машины. Впрочем, вот несколько цифр из 1993 года. Для справки: средняя зарплата по стране в течение года увеличилась тогда примерно с 16 000 ₽ до 140 000 ₽.
Товар | Примерная стоимость в 1993 году, ₽ |
Литр молока | 150 — 300 |
Килограмм сахара | 450 — 650 |
Батон хлеба | 100 — 500 |
Цветной телевизор импортный | 1 500 000 |
ВАЗ-21093 | 25 000 000 |
А вот почти то же самое в 1995 году. Рост средней зарплаты за год — от 300 000 до 750 000 ₽
Товар | Примерная стоимость в 1995 году, ₽ |
Литр молока | 2500 — 3000 |
Килограмм сахара | 4500- 5000 |
Батон хлеба | 1300 — 1700 |
Цветной телевизор импортный | 2 000 000 |
ВАЗ-21093 | 47 000 000 |
Дефицит исчез. При этом стоимость тех же запчастей могла иметь десятикратный разброс в зависимости не только от даты на календаре, но и от места приобретения, а также от производителя — тогда это еще было в диковинку. На прилавках начали появляться запчасти, похожие на настоящие: стекляшки от задних вазовских фонарей, жигулевские крестовины в коробочках с иероглифами.
Впрочем, само понятие прилавка тогда же изменилось навсегда: магазины с государственными ценами ушли в небытие, освободив пространство кооперативным ларькам и тому подобным заведениям. Продавец вешал те ценники, какие считал нужными.
Перегон
Новым явлением в жизни автовладельцев стал, конечно же, перегон автомобилей из-за границы. Ввоз машин с нескольких тысяч в 1991-м вырос до более чем 100 тысяч в 1992 году. Основными каналами ввоза «бэушек» в Россию стали порт Владивостока, а также трасса из Германии через Польшу и Белоруссию. Многие россияне осуществили тогда свою детскую мечту, купив Мерседес или БМВ — пусть и не новый.
Поначалу машины гнали для личного пользования, но потом это превратилось для многих в заработок. В июне 1992 года ввели пошлину в 15% таможенной стоимости новых машин (возрастом до трех лет) и 25% — для подержанных. В ноябре 1993 года правительство еще раз повысило сборы за ввоз любых легковых автомобилей в Россию. При объеме двигателя до 1500 куб. см пошлина составила 35% таможенной стоимости автомобиля, до 3000 куб. см — 50%, свыше 3000 куб. см — 70%. А с января 1994 года была введена единая ставка таможенных платежей для физических лиц, включавшая НДС и акцизный сбор в 5 ЭКЮ (на тот момент это составляло примерно 6 долларов) за 1 куб. см объема двигателя автомобиля. В итоге размер пошлин составил 80–130% декларированной цены.
Бензин
Последняя цена времен СССР составляла 40 копеек на литр бензина АИ-93. Любопытно, что с приходом 90-х какое-то время бензиновые ценники росли даже медленнее, чем инфляция. К 1995–1998 гг. цена бензина выросла до 1960 рублей за литр. Затем нолики с ценников исчезли, а в 1999 году цены в отдельных регионах подпрыгнули с 2 до 9 ₽ за литр. К концу года ситуация «выровнялась», и цены по стране достигли тех же 9 ₽ за литр.
Конечно, у каждого свои воспоминания о том непростом времени. Расскажите!
25 лет назад: бензин 1960 руб., ВАЗ — 47 млн — помните такое?
Цены в то время менялись практически ежедневно.
Фото: ТАСС25 лет назад: бензин 1960 руб., ВАЗ — 47 млн — помните такое?
Цены в то время менялись практически ежедневно.
Возможно вам будет интересны следующие сервисы: