У владельцев есть четыре сценария поведения. И все — не очень.
А что случилось-то?
Совместные проверки ГИБДД и ФТС коснулись зарегистрированных в Армении автомобилей, владельцы которых имеют российское гражданство. Всего под ударом оказалось около 300 тысяч машин: они были куплены россиянами в Армении, но использовались дома.
Схема с армянскими автомобилями появилась благодаря особым условиям, на которых Армения вступила в Евразийский таможенный союз. Разница в таможенных пошлинах составляла десятки процентов от стоимости автомобиля и выровнялась только в 2020 году.
Но было и второе необходимое условие для появления такой схемы: в Армении разрешено ставить на учет автомобили гражданам России. Для этого нужно получить временную регистрацию, что достаточно легко сделать. После оформления временной регистрации гражданин России приобретал автомобиль и ставил его на учет в Армении, получая армянские номера. Далее на этом автомобиле въезжал на Родину и продолжал здесь ездить в обычном режиме.
В чем выгода?
Выгода — в существенной экономии на таможенной пошлине.
Есть еще одно преимущество: машины с иностранными номерами уходят от камер фиксации нарушений — номер распознается, но отправлять штраф некому, поскольку у ГИБДД нет соответствующих баз данных. То же и с платной парковкой.
И не забываем про транспортный налог, который для автомобилей с мощными двигателями в России составляет весомую сумму — его тоже платить не надо.
Если бы эта схема просуществовала еще пару лет, число автомобилей, зарегистрированных гражданами России в Армении, перевалило бы за миллион!
Методы борьбы
До последнего времени такие машины никто не трогал. Первый звоночек пришел из Казахстана, где правительство обязало граждан до 1 марта 2021 года зарегистрировать в местном МВД автомобили для личного пользования с иностранными, прежде всего, с армянскими номерами. Таковых в Казахстане около 200 тысяч.
А в июле 2020 года и наша ГИБДД внезапно объявила войну автомобилям, принадлежащим российским гражданам, но стоящим на учете в других странах, ссылаясь на принятый в 2018 году, однако вступивший в силу 1 января 2020 года Федеральный закон № 283 «О государственной регистрации транспортных средств». Согласно ст. 5 этого закона государственный учет транспортных средств, принадлежащих гражданам России, является обязательным. А по статье 8.3 в течение 10 дней со дня приобретения прав владельца транспортного средства, ранее не состоявшего на государственном учете в РФ, гражданин обязан приехать в ГИБДД и машину на учет поставить, предварительно пройдя таможню. Даже если машина фактически стоит на транспортном учете в другой стране, а владелец платит там имущественные налоги.
Единообразия в методах борьбы нет — все зависит от региона. Некоторые инспекторы оформляют попавшихся за рулем машин с армянскими номерами граждан России по ст. 12.1.1 КоАП (управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке: штраф от 500 до 800 рублей, за повторное нарушение — штраф 5000 рублей или лишение прав на срок от месяца до трех). Другие рассматривают ст. 12.3.1: управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, — за это предупреждение или штраф 500 рублей, но предусмотрена эвакуация автомобиля на спецстоянку. Обе статьи достаточно неприятные.
Помимо постановки на учет, растаможить автомобили и доплатить разницу между ставками, действовавшими на момент приобретения авто в Армении и в России, требуют от владельцев автомобилей, которые были ввезены на территорию Армении после 10 октября 2014 года. Фактически это требование касается всех новых автомобилей.
Что делать? 4 сценария
- Тем гражданам России, которые в свое время воспользовались заманчивой схемой и теперь не знают, как выпутаться из неприятной ситуации, можно попытаться судиться, сославшись на порядок регистрации таких ТС, действовавший до вступления в силу ФЗ № 283. Максимум, чего можно будет добиться, так это отсрочки до 31 декабря 2020 года. Другими словами, провести оставшееся время в судах и получить в качестве новогоднего подарка либо лишение прав, либо визит на штрафстоянку.
- Второй сценарий: привезти автомобиль обратно в Армению и продать его там. Хотя кому продавать, если 300 тысяч автомобилей — это объем, сопоставимый со всем автомобильным рынком страны. Не забывайте про 200 тысяч автомобилей, которые были по похожей схеме ввезены из Армении в Казахстан. Итого — лавина из полумиллиона машин на страну с населением в три миллиона человек. Нереально.
- Третий вариант самый реалистичный: заплатить разницу в таможенной пошлине (а это может оказаться большими деньгами) и поставить автомобиль на учет в РФ. Возможно, придется вдобавок и транспортный налог заплатить за последние три года.
- Есть и четвертый сценарий — продать автомобиль на запчасти (это может оказаться выгоднее, чем гнать его в Армению) или оставить во дворе на вечном приколе.
Автор: Петр Шкуматов
Фото: Левон Варданян/Unsplach
Возможно вам будет интересны следующие сервисы: