Сделай что-нибудь! — как водители сами устраивают ДТП

В спорте фальстартом считается движение не только до стартового сигнала, но и после — должно пройти минимально возможное время реакции. Водителю же никто не запрещает действовать на опережение.

Скорость реакции водителя — это время с момента обнаружения опасности (увидел препятствие на дороге, услышал звуковой сигнал и т.д.) до момента, когда водитель предпримет управляющее действие: отпустит педаль акселератора, перенесет ногу на педаль тормоза, повернет руль.

Материалы по темеСделай что-нибудь! — как водители сами устраивают ДТПКак ездить в дождь — 7 правилСделай что-нибудь! — как водители сами устраивают ДТППравило двух секунд — вы про него помните?Сделай что-нибудь! — как водители сами устраивают ДТПУ машины впереди моргают стоп-сигналы. Это вообще зачем?

На что влияет реакция водителя?

На безопасность — в первую очередь. По статистике, около 80% аварий происходит по вине водителей. И именно время реакции напрямую влияет на тяжесть последствий аварии. Об этом рассказал судебный эксперт Ян Унарски в статье «Driver’s reaction time — standards and reality» («Время реакции водителя — стандарты и реальность»). Он провел в реальных условиях эксперимент по изучению времени реакции водителя с использованием трех различных сигналов. Результаты — в таблице:

Тип сигнала

Время реакции водителя, с

Простой

0,7 — 0,85

Сложный, ожидаемый

1 — 1,15

Сложный, неожиданный

1,3 — 1,5

Тут нужно пояснить, что в качестве простого сигнала использовалась лампа в поле зрения водителя, которая в определенный момент зажигалась. В качестве сложного — звуковой сигнал. В случае с ожидаемым сигналом водителей заранее проинформировали, какой это будет сигнал и в какой момент он прозвучит. В последнем случае водители не знали, каким будет сигнал и когда его ждать. Важно понимать, что они при этом не находились в стрессовой ситуации, то есть их безопасности ничего не угрожало. В аварийной ситуации время реакции было бы больше.

Зачем исследовать скорость реакции водителя?

Время реакции учитывают при анализе ДТП и, в частности, при определении степени виновности водителя. Конечно, этот параметр индивидуальный и зависит от многих факторов: опыт, усталость, стресс и т.д. Поэтому при анализе используют среднее значение, принятое на основе опыта и исследований. Абсолютное большинство водителей укладывается в норматив 2 секунды.

0,101 секунды

Время реакции очень важно для спортсменов, в частности для спринтеров. Оказывается, фальстартом считается, если спортсмен начал движение менее чем через 0,1 секунды после стартового сигнала. Все потому, что именно 0,1 секунды — самая быстрая зафиксированная реакция человека на стартовый выстрел. Чемпион Олимпиады в Атланте (1996 г.) канадец Бруни Сурен удерживает рекорд по самому быстрому старту в 0,101 секунды. При этом старт через 0,16 секунды считается в спорте медленным.

Факторы, ухудшающие время реакции

Во время вождения водитель может отвлечься. Скорость реакции при этом растет. Вот типичные причины:

  • разговор с пассажирами;
  • контроль за поведением ребенка/животных в салоне;
  • использование мобильного телефона;
  • настройка бортовых систем (кондиционер, магнитола, навигация);
  • еда или питье во время вождения;
  • стресс;
  • недомогание или плохое самочувствие;
  • алкогольное опьянение.

А если говорить по громкой связи?

В ПДД многих стран, включая Россию, использование телефона запрещено. Правда, «использование», по версии наших правил, подразумевает, что водитель держит телефон в руке. Говорить по громкой связи или с использованием гарнитуры hands free не запрещено. Однако это не значит, что водитель при этом сконцентрирован на управлении автомобилем.

Сделай что-нибудь! — как водители сами устраивают ДТП

В недавнем исследовании «Drivers reaction time research in the conditions in the real traffic» («Исследование времени реакции водителей в условиях реального движения») польских специалистов приведены любопытные цифры: они сравнили время реакции в различных опасных дорожных ситуациях при разговоре по телефону и без него.

Дорожная ситуация

Среднее время реакции, сек

Без телефона

При разговоре по телефону

Разница, сек

Сменился сигнал светофора

0,80

1,13

+0,33

На дорогу упало препятствие

1,06

1,69

+0,63

На дорогу вышел пешеход

0,85

1,14

+0,29

Подрезал другой автомобиль

1,02

1,41

+0,39

Автомобиль впереди резко тормозит

0,90

1,40

+0,50

Исследователи пришли к выводу, что разговор по мобильному увеличивает время реакции в среднем на 0,43 секунды. И речь в данном случае именно о разговоре, когда водитель по-прежнему смотрит на дорогу, а не на экран телефона. В последнем случае, реакции на опасность вообще может не последовать.

А теперь переведем эти 0,43 секунды в метры, которые проедет автомобиль:

  • При скорости 60 км/ч — 7,2 м
  • При 90 км/ч — 10,8 м
  • При 110 км/ч — 13,2 м

Очевидно, что с ростом скорости растет и расстояние, которое проедет автомобиль до момента, когда водитель предпримет какие-либо действия для предотвращения аварии.

Угол зрения

Чем выше скорость, тем меньше у водителя времени для оценки дорожной ситуации. Из-за нехватки времени возникает преждевременное утомление. Аналогично воздействует на водителя и шум (или громкая музыка, к примеру). При этом иначе работает сердечно-сосудистая система: изменяется ритм сокращения сердца, ритм дыхания.

Материалы по теме

Сделай что-нибудь! — как водители сами устраивают ДТП
Успеть остановиться: какая дистанция самая безопасная?

А еще имейте в виду, что ширина поля зрения человека составляет порядка 180° в состоянии покоя. При скорости 50 и 100 км/ч она сокращается до 105 и 50° соответственно.

Глаза приспосабливаются к недостаточному освещению не менее чем через пять минут, а к абсолютной темноте — за пятнадцать. Нужно помнить об этом, если собираетесь выйти из хорошо освещенного помещения и сесть за руль ночью.

Сделай что-нибудь! — как водители сами устраивают ДТП

Как возраст влияет на реакцию?

Еще одно исследование, «Brake Reaction Times and Driver Behavior Analysis» («Время срабатывания тормозов и анализ поведения водителя»), которое опубликовал Хейкки Суммала, психолог Хельсинкского университета, дает однозначный ответ на этот вопрос. В ходе экспериментов установлено, что пожилые водителей (56+) на 0,3 секунды дольше реагировали на опасность, чем молодые водители (18–30 лет). Разница невелика — если, конечно, к этим 0,3 секунды не добавить других замедляющих реакцию факторов: тот же разговор по телефону, к примеру.

Как сделать вождение безопаснее?

Прежде всего, исключить замедляющие реакцию факторы. Во-вторых, соблюдать дистанцию, достаточную для того, чтобы полностью остановить автомобиль в случае опасности, а также боковую, чтобы иметь возможность сманеврировать. Но главное, помните, что на безопасность движения влияет не столько скорость реакции, сколько способность водителя предвидеть развитие ситуации на дороге. А этот навык приходит именно с опытом (читай, с возрастом).


  • 11 секретов опытных водителей, каким не учат в автошколе, — тут.

Фото: depositphotos.com

Источник

Рейтинг
( Пока оценок нет )