Что плохого в докатке?

Нужна ли российским автолюбителям полноразмерная запаска или достаточно оснастить автомобиль докаткой?

Новичок российского рынка Renault Kaptur определенно недосчитается какого-то числа покупателей из-за особенностей комплектации, которые производитель, видимо, счел не очень важными в конкурентной борьбе. Речь о некоторой алогичности в оснащении этой модели запасным колесом. Это ни в коем случае не наезд на достаточно яркий и инженерно-гармоничный Kaptur, а просто пример. Но у многих конкурентов Каптюра с запасным колесом полный порядок. Например, в Hyundai Creta полноразмерная запаска, как минимум на стальном диске, уложена в багажник — для всех комплектаций. Это нормальный подход производителя, намеревающегося добиться хороших продаж (и заодно репутации) в России.

Renault Kaptur

Renault Kaptur

Если рассуждать, что моноприводную версию Каптюра выберут, в основном, горожане для режима «дом-дача», то им, возможно, докатки и хватило бы. Но у Каптюра все наоборот. О чем думали в Renault, определяя, что полноразмерная запаска полагается только моноприводной версии, а полный привод будут оснащать неполноценной докаткой?

Думали о хорошем

Ну, вероятно, в первую очередь о том, что на «монопривод» придется большинство продаж. А также об объеме багажника (хотя у Каптюра он всё равно не рекордный). Россияне в числе прочего высоко ценят большие багажники. Но вот докатки откровенно недолюбливают. И не случайно испытатели ЗР в наших тестах снижают оценку, если у достаточно массовой модели нет нормальной запаски! Уже хотя бы потому, что докатка в нашем сознании автоматически ухудшает приспособленность любых машин к дальним поездкам и путешествиям. А тем более кроссоверов, которые в иной рекламе покоряют чуть ли не полное бездорожье — то есть стимулируют к поиску приключений для шин.

И мы с коллегой недалеко от Северного Полярного круга как-то имели случай созерцать Nissan Juke, плетущийся с хлипкой докаткой на передней оси по бескрайнему карельскому грейдеру. Надеемся, его экипаж благополучно добрался до какой-нибудь мастерской.

Замена колеса

Замена колеса

С другой стороны, прокол колеса — явление отнюдь не повседневное и не регулярное. Многие ездят годами, по нашим вот этим самым дорогам и вокруг них, и все нормально! Стоит ли переживать, если в багажнике бублик-недоросль? Может, сгодится и докатка?

Ремкомплектом по бездорожью

Строго говоря, нас постепенно готовят к тому, что никаких запасок в скором времени не будет вообще. Отчасти это связано с проблемами компоновки, а отчасти с необходимостью снижать расход топлива (минус масса запаски, домкрата, ключа — уже кое-что). Иногда в качестве аргумента приводят цифры — 70% водителей не умеют или не хотят заменять колесо самостоятельно. (Интересно, насколько ниже этот процент в России, чем в мире?)

Ремкомплект

Ремкомплект

Ремкомплект вместо запаски становится вполне распространенной опцией и потихоньку перебирается из премиум-сегмента на более простые машины. Хотя ковыряться с ремонтом колеса в нашей специфичной стране, где подчас и обочины-то нет, занятие на тонкого ценителя. Впрочем, владельца Kia Rio по-любому проще представить с «затычкой» и клеем в руках, чем водителя Porsche или Cadillac.

Технология «Run Flat» (дословно — «бежать на спущенном») до бюджетных машин если и доберется, то очень нескоро. Шины с усиленными боковинами и бортовым кольцом, не дающим спущенной шине сползти с диска, — вещь сама по себе хорошая. Они менее подвержены повреждениям в принципе, а с проколом вполне выдержат сотню километров. Для чего и придуманы.

RunFlat

RunFlat

Шины RunFlat идеально подходят для водителей, которые не планируют вообще выходить из машины из-за пробитого колеса. Но обладают рядом недостатков, затрудняющих их перевод на массовые машины. Они существенно дороже, тяжелее и жестче, требуют продвинутых, заточенных под RunFlat подвесок и датчиков давления, чуть быстрее изнашиваются, да еще и ремонтопригодны только в особо благоприятных случаях. Такой RunFlat нам не нужен! Мы к нему не готовы, хотя заводы заверяют, что 12% мировых водителей уже выбрали безопасные шины RunFlat.

Надо сознавать, что для обитателей премиум-сегмента перечисленные недостатки недостатками не являются. Бог им в помощь! Но и нам тоже, поскольку ремкомплекты и докатки по объективным причинам не внушают должного спокойствия и уверенности на дальних дистанциях.

Половина россиян, по данным одного из опросов, считает российские дороги плохими либо очень плохими — и именно такие они и есть в половине случаев. Само количество шиномонтажных пунктов в России дает понять, что с дорогами у нас что-то не так, и шиномонтажный бизнес востребован отнюдь не только в сезоны перекидывания комплектов.

Докатка — добро или зло?

Единственный очевидный её плюс — она занимает меньше места и позволяет сконструировать более рациональный багажник. То есть при прочих равных условиях мы получаем багажник чуть больше, чем он мог бы быть. Это факт.

докатка

докатка

Всё остальное неоднозначно и требует изучения. Не исключено, что докатка дороже в производстве, чем обычное колесо, и потому ее присутствие удорожает автомобиль. Не исключено, что при эксплуатации докатки могут возникнуть перегрев дифференциала и ступицы, а также капризы системы ESP (при большой разнице диаметров со штатными колесами).

Материалы по теме

Что плохого в докатке?
Успеть остановиться: какая дистанция самая безопасная?

И совершенно точно при рекомендованном заводами ограничении скорости в 80 км/ч докатка портит управляемость и увеличивает тормозной путь. Если стоит спереди, то при разгоне машину ощутимо уводит в сторону более широкой шины (при торможении — наоборот). А при установке сзади испытатели ЗР несколько лет назад не рискнули делать упражнение «переставка» на мокром асфальте — хватило впечатлений от сухого.

Естественно, никто и не требует от докатки подвигов, это всего лишь костыль, его задача — помочь доковылять до мастерской. Поэтому избегайте героизма и, если придется, старайтесь ставить докатку все же на заднюю ось — так безопаснее. И внимательно читайте инструкцию относительно давления в докатке — привычные значения ей не годятся.

Отдельная тема — взаимоотношения докатки с законом. Пункт 5.5 «Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» прямо запрещает устанавливать на одну ось шины различных размеров и конструкций, с различными рисунками протектора и т.д. В то же время в ПДД есть пункт 2.3.1: «При возникновении в пути прочих неисправностей (…) водитель (…) может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности». Пробитое колесо или докатка не входят в число неисправностей, при которых движение категорически запрещено.

запасное колесо

запасное колесо

Материалы по теме

Что плохого в докатке?
Литые диски: стоит ли переплачивать?

Не пора ли внести в законы оговорку для докаток, которые давно перестали быть единичным явлением? Например: «Эксплуатация запасного колеса временного использования (аварийного колеса), предусмотренного изготовителем ТС, разрешена только в случаях и режимах, оговоренных изготовителем».

Надо привыкать!

Не так давно некоторые модели, чьи багажники были отформованы под докатку, для российского рынка модернизировали — комплектовали полноценной запаской, а пол выравнивали пенопластовыми вставками. Сегодня ситуация иная, и скорее вы столкнетесь с тем, что докатка отличается по внешнему диаметру от штатного колеса. Заводы и дилеры не считают, что перспектива ехать с перекосом всего кузова — неприятная во всех смыслах. Подавляющее большинство машин в мире уже продают с докатками. Вероятно, следует смириться и признать, что докатки — лучше, чем ничего или ремкомплект. И надеяться, что по-прежнему далек тот день, когда «запасное колесо временного использования» появится на всех Ладах в первичной комплектации.Что плохого в докатке?

Нужна ли российским автолюбителям полноразмерная запаска или достаточно оснастить автомобиль докаткой?

Замена колесаRunFlatРемкомплектдокатказапасное колесоЧто плохого в докатке?

Нужна ли российским автолюбителям полноразмерная запаска или достаточно оснастить автомобиль докаткой?

Renault KapturЗамена колесаРемкомплектRunFlatдокатказапасное колесо

Источник

Рейтинг
( Пока оценок нет )