Этим надо гордиться: 10 уникальных идей нашего автопрома

В какой-то степени все решения отечественной техники являются уникальными, поскольку наши инженеры постоянно были вынуждены обходиться тем, что есть, а не тем, что нужно. Тем ценнее те разработки, которые оказались на высоте по гамбургскому счету. Показательные примеры — ниже.

Материалы по темеЭтим надо гордиться: 10 уникальных идей нашего автопромаУдивительная история Нивы: Эверест, Антарктида и цирк с медведямиЭтим надо гордиться: 10 уникальных идей нашего автопромаЗабытые проекты СССР: шина на 250 тысяч кмЭтим надо гордиться: 10 уникальных идей нашего автопрома«Сарай» для избранных: история ГАЗ-24-02

ВАЗ-2121 

Этим надо гордиться: 10 уникальных идей нашего автопрома

Самобытная полноприводная машина повышенной проходимости с трехдверным кузовом и комфортабельным «жигулевским» салоном стала сенсацией рынка. Работники Внешторга утверждали, что готовы продать любое количество таких автомобилей за рубеж. Машина производится по сей день.

Наша Победа

Этим надо гордиться: 10 уникальных идей нашего автопрома

Чтобы сегодня оценить новаторство Победы, лучше всего вспомнить, как выглядели довоенные машины — «эмочка» и ей подобные. Эти подножки «а-ля-трамвай», эти венчающие крылья фары…

А в Победе появились и несущий кузов, и гидропривод тормозов, и V-образное ветровое стекло. Да и салон тогда казался вместительным. И еще это была первая советская машина, которую ни с чего не передирали.

Юность и правительство

Этим надо гордиться: 10 уникальных идей нашего автопрома

Автобус на узлах «членовоза»? Да — и какой красивый автобус!

Материалы по теме

ЗИЛ-118 «Юность» на рисунке Александра Захарова для исторической серии журнала «За рулем». При массе 4,5 т автобус развивал наибольшую скорость 120 км/ч и расходовал в среднем до 28 литров бензина на 100 км. В силу такой прожорливости ЗИЛ-118 получил два топливных бака общей емкостью 160 л. Размещенные в заднем свесе емкости обеспечивали запас хода свыше 570 км
Хроника: в планах не значился

«Юность» была выпущена в 1961 году на Заводе имени Лихачева на узлах и агрегатах правительственного лимузина ЗИЛ-111. Машину, которую делали чуть ли не в подпольных условиях, мгновенно признали везде — от Кремля до заграницы. Круговое остекление, окна с тонированием на скатах крыши, удобная посадка и высадка, индивидуальное освещение, пепельницы, крючки для верхней одежды, огромный сдвижной люк в крыше…

А еще — гидромеханическая коробка от лимузина, отменная плавность хода, регулируемое в двух направлениях сиденье водителя, мощный ГУР. На международной автобусной неделе в Ницце ЗИЛ-118 забрал себе дюжину призов, вызвав интерес у зарубежных компаний. Но с иностранцами ничего не подписали, а у самих на крупносерийное производство не нашлось денег.

ГАЗ-21 

Этим надо гордиться: 10 уникальных идей нашего автопрома

Самая красивая Волга — наш чемпион по узнаваемости.

Этим надо гордиться: 10 уникальных идей нашего автопрома

Глянуть было на что. Прекрасная обзорность (вспомните Победу!), гнутые стекла спереди и сзади, огромные сиденья-диваны, легко превращающие красивый салон в эдакую трехместную спальню… Багажник — побольше «зимовского», запаска расположена вертикально и совершенно не мешает. И даже коробка поначалу была автоматической. А еще — централизованная смазка узлов передней подвески, 15-дюймовые колеса, 60-литровый бензобак. Плюс шикарная плавность хода, удобный рычаг КП на руле, солидный радиоприемник. Пик «формы» пришелся примерно на середину 60-х годов, когда обалденной красоты двухцветные кузова с хромированными окантовками стекол и молдингами-крылышками комплектовались 80- и 85-сильными моторами, чтобы в достойной «одежке» отбыть за рубеж.

Подобно кинозвезде, Волга делала погоду на экране с первых кадров. Помните нашу классическую комедию — полумрак, крадущийся силуэт, еще ничего не понятно, но вот распахиваются ворота гаража, и все становится ясно — это она, героиня! Сейчас вспыхнут фары, взревет мотор, и красавица помчится пожирать пространство, сбивая массивную решетку ворот… И знаменитый выезд задним ходом с крутого откоса совсем не казался нереальным… Она этого не делала, но все верили — она могла так сделать!

ЗИЛ-49061, он же «Синяя птица»

Этим надо гордиться: 10 уникальных идей нашего автопрома

В салоне такого авто можно разместить до семи человек. Независимая подвеска, пара гребных винтов, передние и задние управляемые колеса. «Синие птицы» и сегодня служат в Военно-космических силах. Замены нет.

МАЗ-541 

Этим надо гордиться: 10 уникальных идей нашего автопрома

Появись такой полноприводный 500-сильный «седан» на современной дороге — расступились бы все. Потому что МАЗ-541 можно считать самым крупным седаном в истории. Полная масса — около 30 тонн, объем двигателя — почти 39 литров. Правда, максималка — всего 30 км/ч… Потому что это, конечно же, не легковой седан, а необычного вида аэродромный тягач — МАЗ-541. И не просто тягач, а своеобразная визитная карточка страны для прибывающих иноземцев. МАЗ-541 таскал за собой самолеты массой до 85 тонн.

Между прочим, у него было… два руля: для движения вперед и назад соответственно. Самолет — штука хрупкая, а потому водителя избавили от необходимости крутить головой. При смене направления движения он просто пересаживался на другое место…

ЗИС-127 

Этим надо гордиться: 10 уникальных идей нашего автопрома

В 1953 году на московском Заводе имени Сталина начали проектировать большой автобус ЗИС-127. Перед заводчанами была поставлена задача: привлечь на помощь железнодорожному транспорту междугородние автобусы. Получилось классно!

Материалы по теме

Этим надо гордиться: 10 уникальных идей нашего автопрома
Автомобили, которые у нас не получились. Но попробовать-то стоило!

В комфортабельном салоне на каждом пассажирском месте были предусмотрены вентилятор и лампочка. Наверху располагались сетки для ручной клади. Все 32 пассажирских кресла с откидными спинками и выдвижными подушками были обшиты плюшем или гобеленообразным материалом. Устанавливались подножки. Средние подлокотники были съемными. Междугородний автобус оснащали мощным по тем временам электрооборудованием — только в интерьере было 66 плафонов и полторы сотни лампочек. Рулевое управление имело гидроусилитель. Сиденье водителя позволяло регулировать наклон спинки и продольное положение подушки. Панорамные ветровые стекла обеспечивали водителю хороший обзор.

В январе 1956 года серийные ЗИС-127 вышли на маршруты Москва — Вязьма; позже они освоили пробеги из столицы в Симферополь, Ленинград, Ригу, Минск, а также по маршруту Ленинград — Таллин. Оригинальный красавец-автобус пользовался всеобщей любовью, став своего рода «королем трассы». Всего был выпущен 851 экземпляр машины.

Нина и Шурик

Этим надо гордиться: 10 уникальных идей нашего автопрома

«Старт» на основе агрегатов 21-й Волги разработали в 1963 году в Северодонецке. Помимо двигателя и коробки, от Волги взяли многочисленные узнаваемые элементы — задние фонари, руль, приборы и т. п. Кузов-скорлупа был выполнен из стеклопластика с деревянными усилителями проемов, боковин и крыши. Автомобилей изготовили штук 100 —150: точное количество неизвестно. При этом их живучесть была весьма высокой, поскольку кузов не гнил, а детали от 21-й Волги всегда можно было достать.

СВАРЗ-ТБЭС-ВСХВ

Этим надо гордиться: 10 уникальных идей нашего автопрома

Речь о необычном троллейбусе из эпохи пятидесятых. Аббревиатура ТБЭС-ВСХВ расшифровывается так: ТроллейБус Экскурсионный Сокольнический Всесоюзной СельскоХозяйственной Выставки. Тогда Сокольнический вагоноремонтный завод СВАРЗ получил задание создать «самый-самый троллейбус» — для перевозки гостей главной выставки страны — ВСХВ, она же ВДНХ, она же ВВЦ. Кстати, поначалу новую машину так и называли — «Троллейбус для ВСХВ».

Необычным в машине было практически всё. Чего стоило одно только салонное зеркало на задней стенке! Вместо привычных боковых стекол применили прозрачные шторки, которые могли подниматься, перетекая под остекление верхней части кузова. В салоне между 32 подпружиненными сиденьями с велюровой обшивкой была проложена ковровая дорожка. Буферы изготавливали из хромированной стали. Спереди располагалась большая литая эмблема ВСХВ.

ЗАЗ-965 

Этим надо гордиться: 10 уникальных идей нашего автопрома

Упоминать «горбатого» в числе достижений автопрома? Я всё понимаю… Однако же с формальной точки зрения «Запор», выпускавшийся с 1960 года, сочетал в себе целый ряд технических решений, необычных для нашей страны. Судите сами.

Материалы по теме

Этим надо гордиться: 10 уникальных идей нашего автопрома
12 «горбатых» Запорожцев, которых вы никогда не видели

  • На ЗАЗ-965 использовался самый необычный мотор для страны и своего времени: V-образный, да еще и воздушного охлаждения. При этом он находился сзади.
  • Только на ЗАЗ-965 устанавливалась автономная печка. Гонять мотор для обогрева салона не требовалось.
  • ЗАЗ-965 был единственным автомобилем в СССР, который также выпускался в многочисленных модификациях с измененными для инвалидов механизмами управления.
  • Только у ЗАЗ-965 было плоское днище, которое порой позволяло ему пробираться по такой колее, где остальные легковушки пасовали.
  • На ЗАЗ-965 передние и задние стекла были взаимозаменяемы
  • Двери на ЗАЗ-965 открывались назад, а не вперед.
  • Одометр на ЗАЗ-965 был шестизначным, поскольку измерял расстояние с точностью до сотен метров!
  • В бондиане «Золотой глаз» в адрес горбатой машинки прозвучала фраза «Она меня никогда не подводила!»

Этим надо гордиться: 10 уникальных идей нашего автопрома

В какой-то степени все решения отечественной техники являются уникальными, поскольку наши инженеры постоянно были вынуждены обходиться тем, что есть, а не тем, что нужно. Тем ценнее те разработки, которые оказались на высоте по гамбургскому счету. Показательные примеры — ниже.

Этим надо гордиться: 10 уникальных идей нашего автопрома — фото 1168254Этим надо гордиться: 10 уникальных идей нашего автопрома — фото 1168255Этим надо гордиться: 10 уникальных идей нашего автопрома — фото 1168257Этим надо гордиться: 10 уникальных идей нашего автопрома — фото 1168259Этим надо гордиться: 10 уникальных идей нашего автопрома — фото 1168260Этим надо гордиться: 10 уникальных идей нашего автопрома — фото 1168261Этим надо гордиться: 10 уникальных идей нашего автопрома — фото 1168262Этим надо гордиться: 10 уникальных идей нашего автопрома — фото 1168263Этим надо гордиться: 10 уникальных идей нашего автопрома — фото 1168264Этим надо гордиться: 10 уникальных идей нашего автопрома — фото 1168265Этим надо гордиться: 10 уникальных идей нашего автопрома — фото 1168266

  • Защита боковых стекол от грязи — водосток лобового стекла.

Фото: из архива «За рулем»Этим надо гордиться: 10 уникальных идей нашего автопрома

В какой-то степени все решения отечественной техники являются уникальными, поскольку наши инженеры постоянно были вынуждены обходиться тем, что есть, а не тем, что нужно. Тем ценнее те разработки, которые оказались на высоте по гамбургскому счету. Показательные примеры — ниже.

Этим надо гордиться: 10 уникальных идей нашего автопрома — фото 1168254Этим надо гордиться: 10 уникальных идей нашего автопрома — фото 1168257Этим надо гордиться: 10 уникальных идей нашего автопрома — фото 1168259Этим надо гордиться: 10 уникальных идей нашего автопрома — фото 1168260Этим надо гордиться: 10 уникальных идей нашего автопрома — фото 1168266Этим надо гордиться: 10 уникальных идей нашего автопрома — фото 1168255Этим надо гордиться: 10 уникальных идей нашего автопрома — фото 1168261Этим надо гордиться: 10 уникальных идей нашего автопрома — фото 1168263Этим надо гордиться: 10 уникальных идей нашего автопрома — фото 1168262Этим надо гордиться: 10 уникальных идей нашего автопрома — фото 1168264Этим надо гордиться: 10 уникальных идей нашего автопрома — фото 1168265

Источник

Рейтинг
( Пока оценок нет )