Tesla запустила «полный автопилот» для избранных — они визжат от восторга

Время на чтение: 2 минуты

Компания Tesla, как и обещала, загрузила на этой неделе бета-версию программы FSD (Full Self-Driving) ограниченному числу «наиболее опытные и осторожных» водителей, однако первые вести с полей показывают, что отбор волонтёров был не самым тщательным.

 

Начало испытаний «полного автопилота» на клиентских машинах компания Tesla приурочила к публикации финансового отчёта за третий квартал этого года, в котором ей удалось заработать 331 млн долларов. Тестовый запуск FSD должен вселить в инвесторов уверенность, что Tesla — это не дутый пузырь с неадекватной масштабам деятельности капитализацией (401 млрд долларов на момент нашей публикации) и что есть резервы для дальнейшего роста.

Глава Tesla Илон Маск сообщил инвесторам, что широкое распространение программы FSD, она же «полный автопилот», может начаться до конца этого года, а пока идёт бета-тестирование. Народные тестировщики, разумеется, тут же принялись выкладывать ролики с самоуправляемыми электромобилями Tesla в интернет. Вот типичный случай:

Принципиальным отличием FSD от автопилота второго уровня по классификации SAE, который Tesla предлагает для своих машин уже несколько лет и который спровоцировал десятки аварий (в том числе со смертельным исходом), состоит в том, что теперь машина может сама проезжать перекрёстки и ориентироваться в сложной городской среде. При этом юридически это по прежнему автопилот второго уровня, требующий постоянного контроля со стороны человека. В инструкции, предваряющей запуск программы, написано, что руки водителя должны всё время находиться на руле, но, как видно из представленного выше видеоролика, тестировщики чихать хотели на это требование.

Читайте также:  В Корее местный аналог коктейля «ерш» назвали в честь Tesla

Коммерческий релиз FSD для всех желающих действительно может состояться в ближайшее время, вот только полным автопилотом эту программу назвать будет никак нельзя, так как, скорее всего, придётся соблюдать те же требования, что и при бета-тестировании — всё время контролировать действия искусственного интеллекта и держать руки на руле. Не надо быть Нострадамусом, чтобы предсказать, что далеко не все водители Tesla будут это делать, а это значит, можно ждать новых аварий на автопилоте. И опять Tesla будет как бы ни при чём, потому что за безопасность формально отвечает водитель, какими бы умными помощниками и программами не был оснащён автомобиль.

Tesla запустила «полный автопилот» для избранных — они визжат от восторга

О том, почему по-настоящему автономное вождение пока невозможно, мы подробно рассказывали на примере Audi A8 и его так и не заработавшего автопилота третьего уровня по классификации SAE. Главная проблема, напомним, состоит в том, что не существует законов, позволяющих перенести ответственность за безопасность во время езды с человека на машину или её производителя, а разработка таких законов упирается в неразрешимые этические противоречия, обусловленные соседством беспилотинков с машинами, управляемыми людьми.

Ещё раз зафиксируем: на данный момент FSD — это никакой не полный автопилот, а автопилот второго уровня по классификации SAE. Полный автопилот — это 5 уровень, при котором машина всё делает сама и не требует вмешательства в работу со стороны человека даже в сложных условиях (например, при плохой погоде или на плохой дороге).

Читайте также:  Новый Kia Carnival привезут в РФ. Внутри вэн тоже преобразился: «табло» и шайба вместо рычага

4 уровень — это возможность покинуть место водителя и лечь спать в едущей машине, но в сложных ситуациях такой автопилот прекращает работу и останавливает машину, чтобы дальше водитель рулил сам.

3 уровень предполагает возможность отпустить руль, отвлечься от дороги и заняться своими делами (смотреть видео, читать книжку, заниматься работой и т. д.), но покидать место водителя нельзя и нужно сохранять готовность в любой момент достаточно оперативно взять управление на себя.

Получается, что Tesla опять занимается очковтирательством, за что уже не раз была раскритикована комитетом Euro NCAP. Но преданные клиенты Tesla, разумеется, ждут с нетерпением, когда программа FSD будет доступна для загрузки и примутся эксплуатировать её так, как будто это и впрямь полноценный автопилот. Нам же остаётся лишь следить за развитием событий.

Источник

Adblock
detector