А вы знаете… почему у нас движение — правостороннее?

У нас — из-за ямщиков. А в Англии ездят с другой стороны — из-за древних римлян.

Мы редко задумываемся о такой простой вещи, как дороги. Нам кажется, что дороги — для нас, «мирных жителей». Однако это было не так еще в прошлом столетии — дороги были, в первую очередь, созданы государством и для государства. Первую такую дорогу построил персидский царь Дарий I, правивший в 522–486 годах до н. э., чтобы оперативно доставлять информацию из одного конца империи в другой. Как двигались гонцы по дороге — справа или слева, мы не знаем, но Царская дорога стала синонимом быстрого и надежного разрешения любого вопроса.

Стратегическое положение

Для древних римлян, главным делом которых была война, привычка держаться левой стороны при движении давала преимущество в момент неожиданной встречи с врагом. Короткий меч гладиус покоился на левом бедре легионеров, поэтому неожиданно появившийся враг должен был попадать под правую руку, то есть под меч. Завоевав Британские острова, римляне принесли в Альбион и левосторонний принцип движения.

Если для римлян был принципиален вопрос скорости боевого развертывания, то для британцев решающим фактором стал этикет. Англичане носили мечи на левом бедре и использовали левую сторону, чтобы избежать конфликта на пустом месте, случайно задев друг друга оружием в узких переулках средневековых городов.

Удар наотмашь

Материалы по теме

А вы знаете… почему у нас движение — правостороннее?
Почему светофор красный-желтый-зеленый?

Правда, есть предположение, что считать первопричиной лишь удобство для воинов не совсем правильно, так как большинством было все же гражданское население. Военные части могли двигаться по левой стороне, а обычные люди, уступая им дорогу, придерживались правой — это позволяло раньше заметить отряд.

По другой версии, привычка ездить слева закрепилась благодаря еще одному правилу этикета. В конных экипажах кучер сидел наверху. Большинство людей — правши. Погоняя лошадей кнутом в правой руке, кучер мог случайно задеть прохожих. Чтобы избежать этого, логично было ехать слева. Закрепилось это правило в стране в 1756 году, когда британский парламент принял билль о движении по Лондонскому мосту.

Своей дорогой

Примечательно, что в России, да и в других странах с правосторонним движением, практика сложилась самостоятельно, то есть вначале так сложилось, а потом закрепили законодательно.

Нашу страну оторвала от колыбели — Европы — зависимость от монгольских завоевателей. Правда, завоевателям тоже были нужны дороги и сообщения: так появился ям и ямщики. Датский посол Юль писал, что при Петре I все повозки ямщиков двигались по правой стороне, а вдоль основной дороги тянулась еще одна, специальная — для царя, а позже и для членов царской семьи. Разъезжаясь и уступая дорогу, увести тяжелую повозку ямщику проще в правую сторону, ведь натягивать вожжи лучше более сильной правой рукой. Вероятно, это и стало причиной правостороннего движения, закрепленного императрицей Елизаветой Петровной в 1752 году.

Истина — посередине

На сегодняшний день левосторонними в мире остались 28% дорог, остальные — правосторонние. Что касается уровня безопасности на дорогах, то, согласно статистике ООН, он зависит от степени экономического развития страны, а не от принятого направления движения. Так, например, в левосторонних Великобритании и Японии смертность в ДТП — 3,3 и 3,6 на 100 000 человек, а в Пакистане и Индии — 14,4 и 30,8.

На безопасность пассажиров в машине направление движения, кстати, тоже не влияет. Согласно тестам, на 16% наименее опасным считается не место за водителем, как думает большинство, а среднее в заднем ряду. Сюда рекомендовано ставить детское автокресло. Так, в случае ДТП при лобовом столкновении ребенок не ударится головой о спинку кресла водителя; сзади детское кресло будет защищено багажником; а при боковом ударе — большим расстоянием от бортов. К тому же при таком расположении проще контролировать ребенка через зеркало заднего вида: водителю не нужно поворачивать голову и отвлекаться от дороги.

Василий Кузнецов

Источник

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий