Изменения в экзамене — получить права станет сложнее

С 1 апреля 2021 года экзамен на закрытой площадке будет отменен. Основной упор при экзаменовании кандидата в водители будет делаться на реальную дорожную обстановку.

Глава ГИБДД Михаил Черников недавно сообщил о том, что «в большей степени кандидат в водители будет оцениваться в условиях реального движения и допускаться к участию в дорожном движении, в том числе по автострадам, парковкам, проездам перекрестков. Они непосредственно дадут возможность оценить навыки водителя». Именно об этом много лет подряд говорили эксперты журнала «За рулем» и представители автошкол. Нас услышали.

Почему важна не площадка, а практические навыки на дороге?

Во‑первых, никто не слышал о страшных трагедиях, случившихся при заезде задним ходом в гараж. Повредил воротами крыло? Задел машину соседа? Заехал на эстакаду лишь с десятого раза? Не смертельно!

Во‑вторых, в большинстве стран мира практический экзамен принимается именно на дорогах общего пользования или в условиях, максимально приближенных к таковым. Гораздо важнее, как действует водитель на скорости 60 км/ч в потоке автотранспорта, чем его умение проехать змейку, не сбив ни одного конуса. Это мировой опыт.

В‑третьих, современные автомобили довольно просты в управлении. Датчики парковки, видеокамеры, автоматическая трансмиссия и прочие электронные и механические помощники призваны освободить водителя от необходимости борьбы с непослушным автомобилем и дать ему возможность сосредоточиться на дорожной ситуации.

56 часов учебной езды недостаточно!

Развитие технологий, которое произошло за последние лет двадцать, привело к тому, что набор знаний, необходимых для экзамена на площадке, потерял свою актуальность и ценность. И это уже не оспаривается никем. Если машина сама помогает водителю тронуться на подъеме, зачем уделять этому столько внимания при обучении и в финале, во время экзамена? Однако по-прежнему в программе профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В» содержится набор предметов, которые начинающему водителю, с моей точки зрения, совершенно не актуальны. Например, два часа предлагается отводить на предмет «Этические основы деятельности водителя». Или четыре часа на психологический практикум «Саморегуляция и профилактика конфликтов». Я не сомневаюсь, что это важные предметы, но подумайте: достаточно времени отводится на реальную езду по дорогам для начинающего водителя? Предполагается, что за 56 часов учебной езды водитель, который до этого не сидел ни разу за рулем, обретет достаточный для безопасного вождения навык, который собирается оценивать ГИБДД по новым правилам.

Согласен с представителями автошкол: 56 часов — недостаточно! По единодушным оценкам экспертов и автомобильных инструкторов, для получения минимально допустимого опыта вождения в крупном городе с интенсивным движением и закрепления полученного опыта кандидатам в водители требуется от 120 до 180 часов учебной езды, что равносильно двум или трем месяцам регулярной практики управления автомобилем в реальных дорожных условиях. Но дополнительные часы обучения оплачивают лишь некоторые ответственные ученики. Большинство ограничивается тем минимумом, что «положен», а далее пытаются как-то решить вопрос по сдаче экзамена. В результате аварийность водителей-новичков, по данным страховых компаний, практически в три раза выше, чем у более опытных водителей. И до сих пор никакие ужесточения и реформы не смогли изменить этот расклад.

Как решить проблему?

Необходимо снять совершенно ненужную нагрузку с учеников, вроде странных психологических практикумов, и заменить ее вождением. Думаю, 120 часов подтвержденной практики управления автомобилем в течение двух месяцев будет достаточно для подавляющего числа желающих «сдать на права». Если же водитель-ученик даже после такой подготовки провалится на практическом экзамене, повторный экзамен надо принимать только после документально подтвержденной дополнительной практики учебной езды — например, 30 часов в течение двух недель.

Практика, опыт и реальная жизнь — именно такой подход является необходимым и достаточным условием приобретения и закрепления навыков безопасного управления современным автомобилем. Никакими абстрактными лекциями и психологическими практикумами про «космические корабли, бороздящие просторы Большого театра» навыки выживания на наших дорогах до людей не донести.

  • Первая помощь в борьбе с бездорожьем — браслеты противоскольжения и цепи на колёса.
  • Собрались в поездку за город? Пусть в нужный момент окажется в багажнике антибукс.

Источник

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий