АвтоВАЗ потерял главный экспортный рынок

АвтоВАЗ потерял главный экспортный рынок

Вчера по казахским СМИ прошла информация о том, что завод «Азия Авто» официально объявил об увольнении своих сотрудников с 10 марта (до этой даты заработную плату обещают выплатить). Работу потеряли 1969 человек, среди которых 64 пенсионера. Ранее в компании «Бипэк Авто — Азия Авто» говорили о четырех тысячах человек, занятых на производстве, но либо это была завышенная оценка, либо две тысячи рабочих уже уволили.

Все это означает, что завод «Азия Авто» вряд ли возобновит работу. С высокой вероятностью можно предположить его окончательное закрытие. Так как государственные органы Казахстана (прежде всего, Министерство индустрии и инфраструктурного развития) не идут на пересмотр своего решения о разрыве соглашения о промсборке с «Азией Авто», и, соответственно, не планируют в дальнейшем предоставлять автопроизводителю какие-либо льготы.

Кроме того, это означает и потерю казахского рынка АвтоВАЗом, который имеет в «Азии Авто» 25% участия. Ведь все автомобили Лада в последние годы, проданные в Казахстане, были собраны крупноузловым методом в Усть-Каменогорске.

Напомним: в рамках соглашения о промсборке, подписанном 24 мая 2010 года, «Азия Авто» была освобождена от уплаты НДС и таможенных платежей, а также получала компенсацию утилизационного сбора. Срок постройки завода определен был в семь лет, до 1 июня 2017 года. Но потом подписанием ряда допсоглашений этот срок сдвинули до 31 декабря 2020 года. Но уже в апреле 2020 МИИР разорвал все соглашения с «Азией Авто». После чего выставил претензии, равные сумме всех полученных льгот, это примерно $417 млн (174 млрд тенге), о чем есть судебное решение. Его юристы «Азии Авто» пытаются оспорить, но пока безуспешно. Если оно окончательно вступит в силу, то это означает не только банкротство крупноузлового завода «Азии Авто» и еще не построенного завода мелкоузловой сборки. Это означает банкротство всей дилерской сети «Бипэк Авто», через которую продается примерно половина всех автомобилей в Казахстане.

Точнее, продавалось. В минувшем году сборка Kia и дистрибьюторство этих автомобилей в Казахстане перешли от «Азии Авто» на завод «Сарыаркаавтопром» в Костанае. А Hyundai «ушел» к фирме «Астана Моторс», которая за год построила завод полного цикла Hyundai Auto Kazakhstan, на котором сейчас делается модель Accent (у нас она называется Solaris). Комплектующие для казахского Акцента, кстати, идут, в основном, из России.

Открытие завода Hyundai в Алма-Ате, судя по всему, послужило одним из основных аргументов для чиновников казахского МИИРа при расторжении соглашения с «Азией Авто»: если последняя, получая льготы, за десять лет не построила завод, а другая фирма на собственные и заемные средства построила аналогичное предприятие за год — то что-то здесь не так.

Очевидно, что компании «Бипэк Авто — Азия Авто» было выгодно намеренно затягивать строительство завода полного цикла, ведь себестоимость производства со сваркой и окраской дороже, чем «отверточное» при тех же преференциях со стороны государства. Кроме того, оборудование для окрасочного комплекса весьма дорого и «Бипэк» как мог оттягивал его покупку. Тем временем, фирма развивала дилерскую сеть Лады в России (в Сибири и Петербурге), постепенно став одним из ведущих дилеров АвтоВАЗа. Такая деятельность требует значительных финансовых вложений и неудивительно, что МИИР Казахстана посчитал, что таким образом «Бипэк» просто выводит средства, полученные в результате налоговых и таможенных преференций, в другой бизнес, даже в другом государстве.

Основной владелец группы компаний Бипэк Анатолий Балушкин публично обвинил в проблемах «Азии Авто» вице-премьера Казахстана Романа Скляра и премьер-министра Аскара Мамина. Кроме прочего, он сообщил, что Роман Скляр посетил АвтоВАЗ и предложил руководству предприятия перевести сборку Лад из Усть-Каменогорска на завод к Костанай, мотивировав это тем, что «Азия Авто» уже не возобновит работу.

При всей бездоказательности этого заявления, оно похоже на правду: ВАЗу действительно нужно решать проблему своего присутствия в Казахстане. До начала 2021 года Казахстан был главным экспортным рынком для автомобилей Лада, в 2018 году там продали 13,2 тыс автомобилей, в 2019 — 15 тыс, в 2020 — 17,5 тыс. Для сравнения: в 2020 году на втором по значимости экспортном рынке, в Белоруссии, АвтоВАЗ смог реализовать только 10,3 тыс машин.

Лада Гранта на протяжении нескольких последних лет была лидером казахского рынка, а суммарно доля ВАЗовских машин достигала почти 20%. По итогам же января 2021 года доля Лады снизилась до символических значений, до 76 шт (и вероятнее всего, это машины 2020 года, собранные «Азией Авто» еще несколько месяцев тому назад). Это четвертое место после Hyundai, Chevrolet и JAC, которые, как можно догадаться, собираются на заводе Сарыаркаавтопром в Костанае. На который, якобы, зовут АвтоВАЗ.

Но тут возникают малоразрешимые проблемы. Дело в том, что АвтоВАЗу надо что-то делать со своим блокирующим пакетом в так и не достроенном заводе «Азии Авто». Выходить ли из этого бизнеса или оставаться акционером завода, который уже не будет построен? С имиджевой точки зрения надо выходить. Но как акционер, АвтоВАЗ несет субсидиарную ответственность по обязательствам (а значит, и по долгам «Азии Авто»), следовательно, просто так, без убытков, выйти из этой истории трудно.

Другой проблемой является возобновление продаж в Казахстане. Без сборочных льгот Лады на казахском рынке будут неконкурентоспособны, их «задавят» локализованные Hyundai, Chevrolet и KIA. Уже сейчас импортная Лада Веста в Казахстане дороже Hyundai Accent местной сборки. Следовательно, надо переносить производство в единственно возможное место — на вышеупоминаемый мультибрендовый завод «Сарыаркаавтопром» в Костанае. Но тут другая сложность: этот завод принадлежит… китайцам! Да, фирме China National Machinery, которая продвигает в Казахстане бренд JAC. Насколько приемлемыми будут условия сборки Лад на заводе, которым владеют представители прямо конкурирующего бренда? Ведь JAC находится ровно в той же ценовой категории, что и Лады, Chevrolet и KIA все-таки чуть дороже. Захотят ли вообще владельцы «Сарыарки» собирать конкурента Джаку?

Чисто теоретически, есть еще один вариант: договориться о крупноузловой сборке с заводом Hyundai Auto Kazakhstan («Астана Моторс»), ведь он не принадлежит корейцам, которые могли бы заблокировать сборку конкурирующего бренда на своем предприятии. Но у собственника «Астаны Моторс» может в этом случае возникнуть с корейцами разногласие и понятно, кого он выберет в случае ультиматума с корейской стороны. Так что этот вариант весьма малореален. А больше в Казахстане ни у кого нет соглашения о промсборке, в которое можно было бы «вписать» Лады.

Патовая ситуация? Да, но не совсем. Для АвтоВАЗа хорошим вариантом был бы… выкуп активов «Азии Авто», то есть, оставшихся 75%, достройка завода полного цикла за свой счёт и заключение с правительством Казахстана нового соглашения о промсборке. Если дело дойдет до банкротства всего «Бипэка» и распродажи его активов, то цена выкупа недостроенного завода может быть весьма интересной. Да, там еще конь не валялся в смысле окрасочного комплекса и сварочной линии, но это посильные затраты. Они будут всяко ниже, чем инвестиции в постройку завода с нуля. Вопрос только в объемах: какова предельная емкость рынка для Лад в Казахстане? Дорогие модели типа Весты и X-Ray уже вряд ли смогут конкурировать с местными Hyundai и Chevrolet. А вот Гранта, как самая дешевая модель, востребована будет еще долго. Равно как и Нива. Допустим, в Казахстане можно продавать 20 тысяч Лад ежегодно. Этого мало для строительства нового завода. А вот «реанимация» «Азии Авто» может стать рентабельной.

Безусловно, рентабельной будет и сборка Гранты на заводе в Костанае. Но «китайский фактор» и невозможность выстраивания стратегических планов делают тот вариант менее приемлемым.

Короче говоря, хороших выходов для АвтоВАЗа из ситуации в Казахстане сейчас нет. Есть либо затратные, либо неудобные. Вероятно, АвтоВАЗ попытается в ближайшее время возобновить прямой импорт из России, но только для того, чтобы не потерять казахский рынок окончательно. Бизнеса на машинах, собранных в России, сделать не получится. А дальше…

Очень интересно, какие планы сейчас выстраивают маркетологи АвтоВАЗа.

Сборка автомобилей на заводе «Азия Авто». Фото: drom.ruСборка автомобилей на заводе «Азия Авто». Фото: drom.ru Сборка автомобилей на заводе «Азия Авто». Фото: drom.ruСборка автомобилей на заводе «Азия Авто». Фото: drom.ru Сборка автомобилей на заводе «Азия Авто». Фото: drom.ruСборка автомобилей на заводе «Азия Авто». Фото: drom.ru Сборка автомобилей на заводе «Азия Авто». Фото: drom.ru 

Источник

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...