В начале 1930-х итальянское военное ведомство приняло программу унификации своей военной автотехники. И уже через несколько лет Италия первой в Европе начала активную милитаризацию страны, привлекая изготовителей заказами на уникальные автомобили-тягачи оригинальных конструкций, которые испытывались в ходе локальных войн и во время Второй мировой.
Большинство военной автотехники итальянские фирмы разрабатывали и выпускали самостоятельно, используя официально приобретенные лицензии на сложные агрегаты. Их главными достижениями мирового уровня считались специальные тягачи со всеми ведущими и управляемыми колёсами с бортовым приводом каждого из них. Все машины имели правостороннее управление и были приспособлены для работы на бездорожье Восточного фронта, в горах Испании и пустынях Африки. Так в Италии было создано самобытное поколение оригинальных армейских автомобилей, не похожих на все другие, правда, надёжность и качество этой слишком сложной и тяжёлой техники оставляли желать лучшего.
Дополнительно к маркировке военизированных легковушек М и С для армейской автотехники применялась расширенная цифровая индексация: N – дизельный двигатель, B – бензиновый, U – унифицированный, L – лёгкий, Р – тяжёлый и т. д.
![«Боевые Фиаты» на службе у Муссолини: уникальная итальянская автотехника Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/ddb2d513-040b-49cd-987c-19a0e9c75fc3/image003-result.jpg)
SPA СL39/CLF39 (1939-1943 гг.)
Эта малоизвестная аббревиатура расшифровывалась как «Пьемонтское автомобильное общество Ансальди-Чейрано» (Societa Piemontese Automobili Ansaldi-Cеirano, SPA), которое в 20-е годы выкупил концерн FIAT, превратив в свой военный филиал.
![«Боевые Фиаты» на службе у Муссолини: уникальная итальянская автотехника Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/e6862101-ea4e-4f60-8155-8cc63332c6c2/image005-result.jpg)
Особое место среди компактных военных машин в программе SPA занимали оригинальные однотонные тягачи CL39 (4´2) с коротким капотом и открытой двухместной кабиной, служившие для сопровождения конницы, службы в горнострелковых частях и полевых госпиталях. Специальный «пехотный тягач» CLF39 применялся для буксировки полевых орудий массой до 800 килограммов.
Специальный тягач CLF39 с высоким кузовом для перевозки боевых расчётов буксируемых пушек и амуниции
Автомобиль-фургон SPA CL39 с полевой душевой установкой, заменявшей обычную баню
На машинах обоих типов устанавливали 24-сильный бензиновый мотор, пятиступенчатую коробку передач, неразрезные мосты на рессорной подвеске, гидропривод барабанных тормозов и все односкатные колёса. На них также же монтировали дорожные литые и пневматические шины, «колониальные» широкопрофильные и пуленепробиваемые.
SPA TL37/AS37 (1936-1948 гг.)
С середины 30-х первым в категории полноприводной военной автотехники с бортовым приводом всех ведущих и управляемых односкатных колёс стал лёгкий артиллерийский тягач TL37 (4´4), выпускавшийся в капотном и пробном полукапотном исполнениях для буксировки пушек калибра до 100 мм.
Тягач SPA TL37 со всеми ведущими и управляемыми колёсами развивал максимальную скорость 38 км/ч
Редкий опытный полукапотный вариант артиллерийского тягача SPA TL37. 1937 год
В моторном отсеке этих машин помещались 57-сильный бензиновый движок и пятиступенчатая коробка передач с межосевым самоблокирующимся дифференциалом, передававшая крутящий момент на центральный конический редуктор, расположенный под полом салона, от которого он поступал на конические шестерни четырёх карданных валов всех колёс.
![«Боевые Фиаты» на службе у Муссолини: уникальная итальянская автотехника Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/d71385e9-7b56-45d3-ad7c-92c351231149/image015-result.jpg)
![«Боевые Фиаты» на службе у Муссолини: уникальная итальянская автотехника Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/54529122-0e85-494d-a255-01683c688269/image017-result.jpg)
Тягачи получили открытый металлический шестиместный кузов с двумя рядами сидений с отсеками для амуниции и лебёдку заднего расположения. Передние колёса имели пружинную подвеску с гидроамортизаторами, задние монтировались на продольных рессорах, механический привод тормозов снабжался усилителем.
В 1938-м для итальянских войск в Африке на шасси TL37 был создан «сахарский» автомобиль-тягач AS37 Sahariano с упрощенным низким деревянным кузовом с двумя продольными скамьями и средней откидной частью заднего борта, в котором можно было устанавливать довольно мощное крупнокалиберное вооружение.
![«Боевые Фиаты» на службе у Муссолини: уникальная итальянская автотехника Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/ccb33cad-1b76-417c-8427-d7df6ab6b5fe/image019-result.jpg)
![«Боевые Фиаты» на службе у Муссолини: уникальная итальянская автотехника Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/03d2bade-bf31-42e5-903d-e94a2b61c409/image021-result.jpg)
SPA TM40 (1940-1948 гг.)
Конструктивным развитием модели TL37 стал средний бескапотный тягач ТМ40 (4´4), рассчитанный на работу с орудиями калибра 150 мм и массой до шести тонн. На нём также применялась бортовая система привода всех колёс на независимой подвеске с гидроамортизаторами двойного действия и шинами размером 24 или 32 дюйма.
![«Боевые Фиаты» на службе у Муссолини: уникальная итальянская автотехника Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/c4771a4d-03d2-437d-9869-08d9d8d3ecab/image023-result.jpg)
![«Боевые Фиаты» на службе у Муссолини: уникальная итальянская автотехника Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/d4d73a39-7f0e-44fa-b58f-ddddcc062d25/image025-result.jpg)
Тягачи SPA ТМ40 со всеми ведущими и управляемыми колёсами и кузовом с тремя рядами сидений
95-сильный дизель размещался между передними сиденьями, за которыми находился открытый отсек для шести членов расчёта буксируемого орудия, располагавшихся на одном заднем и двух индивидуальных сиденьях, обращённых спинками против движения.
![«Боевые Фиаты» на службе у Муссолини: уникальная итальянская автотехника Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/f9a66d27-66ea-4089-9ee8-95ebd2cc0c75/image027-result.jpg)
Несмотря на бомбардировки союзнической авиации в ноябре 1942-го и в 1943-1944 годах, завод SPA продолжал работать, поставляя свои машины в Германию для монтажа деревянных эрзац-кабин.
Breda 32/33 (1932-1940 гг.)
Первой автомобильной продукцией военно-промышленной компании «Бреда» был тяжёлый короткобазный артиллерийский тягач Breda 32 (4´4) с колесной базой 2,65 метров для буксировки орудий калибром до 150 мм. Он получил угловатую кабину и короткую платформу для балласта и сцепных устройств, передние одиночные управляемые 32-дюймовые колёса и задние двухскатные.
![«Боевые Фиаты» на службе у Муссолини: уникальная итальянская автотехника Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/3a606b25-6597-4354-af44-1e6de504ac79/image029-result.jpg)
Главной особенностью машины являлась сложная и тяжёлая бортовая конструкция индивидуального привода каждого колеса. При переднем расположении 84-сильного бензинового мотора коробка передач с межосевым дифференциалом была отнесена к задним колёсам и передавала крутящий момент на центральный конический редуктор, откуда карданные валы диагонального расположения передавали его на редукторы каждого колеса.
![«Боевые Фиаты» на службе у Муссолини: уникальная итальянская автотехника Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/9d35ed11-53d9-4530-88fe-093fe7e8e736/image031-result.jpg)
Другими особенностями машины являлись передняя независимая подвеска и задняя на поперечной рессоре, лебёдка-кабестан, укрепленная под кузовом, и одна барабанная 7,5-тонная, расположенная сбоку под кабиной. На специальном шасси была собрана партия грузовых машин Breda 33.
![«Боевые Фиаты» на службе у Муссолини: уникальная итальянская автотехника Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/d8f0b171-cb1d-48b3-865e-a28f1134d8cb/image033-result.jpg)
Breda 40/41 (1941-1944 гг.)
Развитием модели Breda 32 стал удлиненный 115-сильный дизельный вариант Breda 40 (4´4) для буксировки орудий массой до 15 тонн. Он разрушил устоявшийся примитивистский внешний облик машин этой марки, получивших обтекаемые кабину и капот, полукруглые крылья и пневматические шины низкого давления.
![«Боевые Фиаты» на службе у Муссолини: уникальная итальянская автотехника Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/c033a52d-9adc-4ec0-bfc7-f9321dba73f8/image035-result.jpg)
Параллельно выпускался вариант Breda 41 (4´4) с изменённой передней облицовкой и передним съёмным механическим пятитонным краном-балкой, послуживший основой ремонтно-эвакуационных машин и тяжёлых тягачей.
![«Боевые Фиаты» на службе у Муссолини: уникальная итальянская автотехника Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/6c800b03-0cea-45c6-b0bb-8c7602363499/image037-result.jpg)
![«Боевые Фиаты» на службе у Муссолини: уникальная итальянская автотехника Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/eea977ca-82b9-425f-b81b-56339656db85/image039-result.jpg)
SPA Dovunque 33/35 (1933-1948 гг.)
В отличие от других стран в вооруженных силах Италии состоял только один специальный многоцелевой армейский грузовик SPA Dovunque (6´4) с узнаваемой поджарой тупоносой внешностью и чуть выдвинутыми вперед передними управляемыми колёсами.
Разработки этой машины начались с создания и испытаний первого двухтонного образца Dovunque 33 без лебёдки, оборудованного бензиновым 46-сильным двигателем, четырёхступенчатой коробкой передач с демультипликатором и гидравлическим тормозным приводом.
![«Боевые Фиаты» на службе у Муссолини: уникальная итальянская автотехника Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/bd9e44c2-4253-4b91-bcd6-a9f8874bcecc/image041-result.jpg)
В последующие годы серийно выпускался известный 2,5-тонный вариант Dovunque 35 («Вездеход») с моноблочным бензиновым силовым агрегатом в 57 л.с., сухим двухдисковым сцеплением, вакуумным усилителем привода тормозов и трёхтонной лебёдкой. Его главными визуальными элементами являлись открытая кабина с мягким верхом и откидными лобовыми стёклами, характерным высоким капотом и трубчатым ограждением радиатора. Две боковые низко расположенные и свободно вращавшиеся «запаски» служили для преодоления высоких препятствий.
![«Боевые Фиаты» на службе у Муссолини: уникальная итальянская автотехника Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/ce918466-246f-4690-b9a2-970749b0d92b/image043-result.jpg)
![«Боевые Фиаты» на службе у Муссолини: уникальная итальянская автотехника Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/cc797ddc-52f2-48bd-b7f1-35f838fb83f9/image045-result.jpg)
Автомобили применялись для буксировки пушек среднего калибра и установки вооружения, в том числе зенитных пушек. На них монтировали специальные кузова-фургоны фирмы Viberti, в том числе цельнометаллические с интегрированной кабиной, а также упрощённые открытые бронекорпуса и опытные башенные системы от бронеавтомобилей.
В общей сложности их собрали около тысячи экземпляров.
![«Боевые Фиаты» на службе у Муссолини: уникальная итальянская автотехника Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/85c6fcaa-5fb3-45b4-98f6-cc6d3a70a765/image047-result.jpg)
![«Боевые Фиаты» на службе у Муссолини: уникальная итальянская автотехника Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/bb72705e-f289-4aec-8a80-04f42b5ee9da/image049-result.jpg)
SPA Dovunque 41 (1943-1948 гг.)
На завершающем этапе войны фирма SPA выпускала тактический автомобиль-тягач Dovunque 41 (6´6) классической компоновки с мощностью дизеля 110 л.с. Он снабжался открытой или полностью закрытой цельнометаллической кабиной, металлической бортовой платформой для перевозки 5-6 тонн грузов и грузопассажирским кузовом на 12 мест с задним отсеком для амуниции.
![«Боевые Фиаты» на службе у Муссолини: уникальная итальянская автотехника Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/e3fce3dd-1210-4ec2-877d-562f96ac29b7/image051-result.jpg)
![«Боевые Фиаты» на службе у Муссолини: уникальная итальянская автотехника Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/de7207f5-c78c-44f5-8703-73f6e9d43b11/image053-result.jpg)
На этой машине использовали коробку передач с двухступенчатым редуктором, блокируемыми межколёсными дифференциалами и гидропневматическую тормозную систему. Все колёса были односкатными 24-дюймовыми, по бокам кузова крепились вращавшиеся поддерживающие «запаски».
Breda 51/53 (1941-1944 гг.)
В ходе Второй мировой войны компания «Бреда» занималась созданием 115-сильных автомобилей-шасси Breda (6´4) с открытой кабиной, задними двускатными колёсами, гидравлическими опорами и поворотным столом для монтажа 90-мм артиллерийских установок Ansaldo, главный удар которых был направлен на Восточный фронт.
Первые образцы Breda 51, оснащённые задними неразрезными мостами, четырехступенчатой коробкой передач и передней независимой подвеской, остались в опытных образцах.
![«Боевые Фиаты» на службе у Муссолини: уникальная итальянская автотехника Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/630c63cf-56de-46ab-adde-dddb8afdeb2e/image055-result.jpg)
За ним появился носитель тяжелого вооружения Breda 52 с закрытой или открытой цельнометаллической кабиной, усиленной рамой и пятиступенчатой коробкой передач, собранный в количестве до 120 единиц.
![«Боевые Фиаты» на службе у Муссолини: уникальная итальянская автотехника Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/2132a094-7fde-4219-aa98-71e74cec99be/image057-result.jpg)
![«Боевые Фиаты» на службе у Муссолини: уникальная итальянская автотехника Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/f59ab441-9224-47b7-b73a-de51b1769e21/image059-result.jpg)
Следующий 130-сильный вариант Breda 53 был собран для замены аналогичных систем на двухосных шасси Lancia 3RO и в 1943-1944 годах использовался в Вермахте. Все трёхоски «Бреда» оказались маломощными, громоздкими и неспособными оперативно перемещаться как в горной местности, так и на городских улицах.
На заглавной фотографии – оригинальный артиллерийский тягач SPA ТМ40 с бортовым приводом всех ведущих и управляемых колёс.
Возможно вам будет интересны следующие сервисы: