Перевод производства тяжёлых автомобилей из Ярославля на Кременчугский автозавод состоялся в 1959 году, но только через восемь лет там развернули выпуск модернизированных 7,5-тонных армейских грузовиков семейства КрАЗ-255 для Вооруженных сил СССР, сменивших известную машину КрАЗ-214.
К ним перешли не только военные функции предшественников, но и новый обширный набор разнообразных надстроек, штатной инженерной и понтонно-мостовой техники, насчитывавший свыше 100 наименований. Эту гамму дополнили грузовики КрАЗ-257 двойного назначения для перевозки воинских грузов. Со временем все они получили народные прозвища «Лапоть» и «Лаптёжник».
![Мостоукладчик, сваезабиватель и даже гигантский пылесос: военные профессии КрАЗ-255](https://kolesa-uploads.ru/-/7aeb54bf-7086-48af-b7ff-c666e15554fe/image002-result.jpg)
Автомобили КрАЗ-255Б/255Б1 (1965/1967-1993 гг.)
Первые пробные грузовики КрАЗ-255 снабжались опытным 215-сильным двигателем и узлами от КрАЗа-214Б. Первый серийный вариант КрАЗ-255Б отличался установкой более мощного и экономичного дизеля V8 в 240 сил и новыми агрегатами: синхронизированная пятиступенчатая коробка передач, гидроусилитель рулевого механизма, система регулирования давления в шинах и лебёдка под металлической грузовой платформой с решётчатыми надставками.
![Мостоукладчик, сваезабиватель и даже гигантский пылесос: военные профессии КрАЗ-255](https://kolesa-uploads.ru/-/c9e2cf59-516c-4762-88a9-dd54a68ebad8/image003-result.jpg)
Вариант КрАЗ-255Б1 с пневматическим приводом тормозов каждого моста серийно выпускался с 1979 года. Внешне он отличался блоками-коробами с фарами и подфарниками на передних крыльях и широкопрофильными шинами для повышения устойчивости и проходимости. До 1993-го машин обеих серий собрали 161 тысячу.
![Мостоукладчик, сваезабиватель и даже гигантский пылесос: военные профессии КрАЗ-255](https://kolesa-uploads.ru/-/c9e3b3bf-1f89-488f-8109-8b66e70066fd/image004-result.jpg)
В это немногочисленное семейство входили бортовые шасси грузоподъемностью 8,6 тонны, седельные тягачи, обычно буксировавшие ракетные системы, и экранированный вариант 255БМ для работы с радиотехническими системами.
![Мостоукладчик, сваезабиватель и даже гигантский пылесос: военные профессии КрАЗ-255](https://kolesa-uploads.ru/-/103d4c3e-6227-421f-82d7-b0f1ff34ae13/image005-result.jpg)
![Мостоукладчик, сваезабиватель и даже гигантский пылесос: военные профессии КрАЗ-255](https://kolesa-uploads.ru/-/bb89a2f4-4b32-40ef-9466-67eeaefff998/image006-result.jpg)
Радиотехнические средства обнаружения
Практически единственными представителями этой категории являлись помехозащищённые радиолокационные высотомеры ПРВ-16 «Надёжность» в нескольких версиях, служившие для обнаружения, определения высоты полёта и пеленгования низколетящих целей.
![Мостоукладчик, сваезабиватель и даже гигантский пылесос: военные профессии КрАЗ-255](https://kolesa-uploads.ru/-/f869ab28-53f6-4dee-9fef-a447c9e66dbd/image007-result.jpg)
Их устанавливали на шасси КрАЗ-255Б и 255Б1 с герметизированными кузовами-фургонами КЦ-255 из армированного пенопласта с внешней антенной и специальной аппаратурой на прицепе или с раскладными антенными блоками.
![Мостоукладчик, сваезабиватель и даже гигантский пылесос: военные профессии КрАЗ-255](https://kolesa-uploads.ru/-/dcf89de9-fa74-404d-aa13-0e447b32d7e5/image008-result.jpg)
![Мостоукладчик, сваезабиватель и даже гигантский пылесос: военные профессии КрАЗ-255](https://kolesa-uploads.ru/-/9bc7ce8e-7c6b-4295-ab92-45a2219ee349/image009-result.jpg)
Установки ПРВ-16Б с откидными антенными блоками из состава зенитного ракетного комплекса «Куб»
Автомобили топливной службы
Основой машин этой категории считалась простая заправочная автоцистерна АЦ-8,5 на 8,5 тысяч литров топлива с задним пультом управления и собственным насосом с приводом от коробки отбора мощности КрАЗа-255Б. Её развитием стали модернизированные версии АЦ-8,5 и АЦ-9,5 с новыми насосными системами, наборами фильтров и боковыми цилиндрическими пеналами для рукавов.
![Мостоукладчик, сваезабиватель и даже гигантский пылесос: военные профессии КрАЗ-255](https://kolesa-uploads.ru/-/270e9e35-cfc3-416b-9682-6788d265feda/image010-result.jpg)
С конца 60-х на вооружении состояли аэродромные топливозаправщики серии ТЗА-8 со стальной цистерной, достаточно мощными насосами для горючего и боковыми рукавными ящиками.
![Мостоукладчик, сваезабиватель и даже гигантский пылесос: военные профессии КрАЗ-255](https://kolesa-uploads.ru/-/3878fd33-7502-4f1f-90cb-b56d1f6a68cb/image011-result.jpg)
К особым автоцистернам относились машины АЦМ-7 для перевозки и выдачи топливных мазутов и подогретых технических масел для судов ВМФ, а также кислотная установка АКЦ-4 для доставки одного из элементов ракетного топлива, оборудованная одноступенчатым насосом и вспомогательным ручным поршневым механизмом.
![Мостоукладчик, сваезабиватель и даже гигантский пылесос: военные профессии КрАЗ-255](https://kolesa-uploads.ru/-/4674f5f0-2eec-42c7-9f5d-0fcd2dba26f4/image012-result.jpg)
Инженерная автотехника
Многоцелевая буровая установка ПБУ-200, размещавшаяся на трёх грузовиках 255-й серии, могла бурить скважины диаметром до 27 сантиметров на глубину 20 метров. В войсках её применяли для сооружения фортификационных объектов, проделывания водозаборных скважин в наиболее твёрдых породах и обеспечения пунктов водоснабжения.
![Мостоукладчик, сваезабиватель и даже гигантский пылесос: военные профессии КрАЗ-255](https://kolesa-uploads.ru/-/7a14a680-0f03-401b-8485-b8e301a7fc97/image013-result.jpg)
Из обширной гаммы войсковых подъёмно-транспортных средств на вооружение были приняты 10-тонный автокран КС-3572 и 14-тонный КС-3575А с телескопическими стрелами и выносными опорами, которые монтировали также на заднеприводных шасси КрАЗ-257К/К1.
![Мостоукладчик, сваезабиватель и даже гигантский пылесос: военные профессии КрАЗ-255](https://kolesa-uploads.ru/-/8678b943-343d-447c-a8ca-073732bde3e7/image014-result.jpg)
В первой серии землеройной автотехники отличался механический войсковой экскаватор Э-305БВ с прямой или обратной лопатой, рабочие органы которого приводил 38-сильный дизельный двигатель.
![Мостоукладчик, сваезабиватель и даже гигантский пылесос: военные профессии КрАЗ-255](https://kolesa-uploads.ru/-/089503af-bb43-4c8e-81c8-523476919258/image015-result.jpg)
В 70-е наиболее распространенным стал армейский гидравлический экскаватор ЭОВ-4421 на шасси 255Б1 для выполнения широкого комплекса земляных строительных и оперативно-тактических работ. Он получил ковши увеличенной ёмкости, вспомогательный дизель в 76 сил и дистанционное управление из кабины оператора.
![Мостоукладчик, сваезабиватель и даже гигантский пылесос: военные профессии КрАЗ-255](https://kolesa-uploads.ru/-/b5acf598-96ae-4a1a-a266-85a756ce696a/image016-result.jpg)
Тяжелая понтонно-мостовая автотехника
В начале 70-х первый механизированный мост ТММ с двумя раскладными металлическими блоками на шасси КрАЗ-214Б сменил модернизированный вариант ТММ-3, смонтированный на шасси КрАЗ-255Б1.
![Мостоукладчик, сваезабиватель и даже гигантский пылесос: военные профессии КрАЗ-255](https://kolesa-uploads.ru/-/27f1c384-3efa-4762-bbc0-40744489b905/image017-result.jpg)
Сложенные блоки мостоукладчиков парка ТММ-3 крепились на специальной перегрузочной мачте с вильчатым окончанием, которая при помощи двух гидроцилиндров поворачивалась вокруг своей оси. При достижении угла в 100 градусов в действие вступала тросовая лебёдка, поднимавшая верхнюю часть блоков новой конструкции с раздвижной колеёй, позволявшей пропускать транспортную технику увеличенной ширины. Другим отличием было запасное колесо, закреплённое на подрамнике над кабиной водителя.
![Мостоукладчик, сваезабиватель и даже гигантский пылесос: военные профессии КрАЗ-255](https://kolesa-uploads.ru/-/e879b6a4-0fbf-4b39-aa02-dc138f087179/image018-result.jpg)
![Мостоукладчик, сваезабиватель и даже гигантский пылесос: военные профессии КрАЗ-255](https://kolesa-uploads.ru/-/033d7173-8229-4a1d-b9e1-20fe67e2562a/image019-result.jpg)
На смену понтонно-мостовому парку ПМП на КрАЗах-214 пришёл модернизированный 60-тонный вариант ПМП-М. Его понтоны состояли из стальных раскладных звеньев, которые перевозили доработанные грузовики КрАЗ-255Б1 с рельсовыми направляющими, тяговой лебёдкой и откидным краном для их обратной погрузки на автомобиль.
![Мостоукладчик, сваезабиватель и даже гигантский пылесос: военные профессии КрАЗ-255](https://kolesa-uploads.ru/-/ac1d01ae-9bd0-4dbd-883c-54f1b3a1790e/image020-result.jpg)
Среди принципиально новых решений были съёмные гидродинамические щиты для гашения волн (волноотбойники), использование понтонов нескольких типов (речные, береговые, концевые), применение пластинчатой выстилки с гофрами и постановка переправ в зимних условиях с применением ледорубов, ледорезов, лыж и др.
![Мостоукладчик, сваезабиватель и даже гигантский пылесос: военные профессии КрАЗ-255](https://kolesa-uploads.ru/-/1bf95615-1834-4107-8891-1d67c8ef5b9c/image021-result.jpg)
В новых понтонно-мостовых парках служили грузовики с приспособлениями для транспортировки по суше нескольких видов буксирно-моторных катеров. На плаву они достигали скорости 17 км/ч и переправляли десанты до 20 солдат.
![Мостоукладчик, сваезабиватель и даже гигантский пылесос: военные профессии КрАЗ-255](https://kolesa-uploads.ru/-/5c5cf213-ab1e-41d7-b1bb-42aab8bd9f7a/image022-result.jpg)
В 80-е развитием системы ПМП-М стал специальный парк ППС-84 «Амур», способный пропускать многоосные ракетные комплексы, за которым последовал вариант ПП-91. Их планировали устанавливать на грузовиках КрАЗ-260Г, но в те трудные времена часть машин пришлось собирать на шасси 255Б1.
![Мостоукладчик, сваезабиватель и даже гигантский пылесос: военные профессии КрАЗ-255](https://kolesa-uploads.ru/-/98ab8a31-9911-4029-bba4-5ef38217465d/image023-result.jpg)
Специальные мостостроительные машины
Мощная сваебойная установка УСБ на платформе КрАЗ-255Б1 служила для забивания железобетонных свай при строительстве войсковых автомобильных мостов на суше и в неглубоких водоёмах. Её оборудовали двумя мачтами с дизель-молотами, поднимавшимися в вертикальное рабочее положение при помощи гидроцилиндров и лебёдок. За час машина забивала четыре шестиметровых сваи диаметром 30-40 сантиметров.
![Мостоукладчик, сваезабиватель и даже гигантский пылесос: военные профессии КрАЗ-255](https://kolesa-uploads.ru/-/4e75f39a-e378-41da-affb-bafbb28e7d32/image024-result.jpg)
![Мостоукладчик, сваезабиватель и даже гигантский пылесос: военные профессии КрАЗ-255](https://kolesa-uploads.ru/-/f3e513de-e349-49d0-8383-534499e52ddc/image025-result.jpg)
Мостостроительная машина УСМ применялась при наведении низководных или подводных 60-тонных мостов на свайных или рамных опорах с шириной проезжей части 4,2 метра. В разных условиях её производительность составляла от семи до 15 погонных метров моста в час.
![Мостоукладчик, сваезабиватель и даже гигантский пылесос: военные профессии КрАЗ-255](https://kolesa-uploads.ru/-/c340b232-285a-40b3-b974-f335bc342cdf/image026-result.jpg)
![Мостоукладчик, сваезабиватель и даже гигантский пылесос: военные профессии КрАЗ-255](https://kolesa-uploads.ru/-/27ca050a-41c2-480b-89e3-ab9a21706268/image027-result.jpg)
Установка УСМ с четырьмя копровыми блоками и механическим краном в Ленинградском артиллерийском музее (фото автора)
На базовом автомобиле с кабиной управления, перегрузочным краном, лебёдкой и выносными опорами находилось копровое оборудование для забивания 6,5-метровых свай, средств обустройства мостовых опор и укладки пролётных строений. Вспомогательный грузовик перевозил резиновые надувные лодки, мотопилы, запчасти и материалы.
Автомобили КрАЗ-257Б/257Б1 (1965-1990 гг.)
В середине 60-х на смену грузовику КрАЗ-219 пришел новый 12-тонный вариант КрАЗ-257Б (6х4) с тем же 240-сильным дизелем, за которым последовала модель 257Б1 с гидравлическим усилителем рулевого управления. В базовом исполнении они снабжались бортовыми кузовами для перевозки тяжёлых грузов, а также являлись основой многоцелевых шасси 257А/А1, самосвалов 256Б/Б1 для военного строительства и армейских кранов на базе 257К/К1, применявшихся в Советской армии.
![Мостоукладчик, сваезабиватель и даже гигантский пылесос: военные профессии КрАЗ-255](https://kolesa-uploads.ru/-/9a3427bd-9d21-4e99-b871-8da61d9239ed/image028-result.jpg)
В наследство от автомобиля КрАЗ-219 в фургонах на базе 257Б/Б1 продолжался выпуск кислорододобывающих станций АКДС-70М. В новых каркасно-металлических кузовах К-257 с системами вентиляции, освещения и отопления на обоих шасси с выносными опорами базировались тяжёлые полевые мастерские МРБД с оборудованием для ремонта блоков двигателей и мастерские МШК-1 для шлифования коленчатых валов.
![Мостоукладчик, сваезабиватель и даже гигантский пылесос: военные профессии КрАЗ-255](https://kolesa-uploads.ru/-/4b4117a5-e2fd-423d-9364-a05401b13e02/image029-result.jpg)
Наиболее распространенными были многоцелевые седельные тягачи КрАЗ-258Б/Б1, специализировавшиеся на буксировке аэродромных полуприцепов ТЗ-22 и ТЗ-22М с автономными силовыми агрегатами, центробежными насосами, пультами управления и цистернами вместимостью 22–23 тысячи литров горючего для заправки различных летательных аппаратов бензином, керосином и специальными смесями. Длина таких автопоездов составляла 14,5 метра, полная масса – около 39 тонн.
![Мостоукладчик, сваезабиватель и даже гигантский пылесос: военные профессии КрАЗ-255](https://kolesa-uploads.ru/-/72b83ef0-f255-41ee-91ab-7100aebdba7c/image030-result.jpg)
В 60-70-е на автомобилях 257Б/Б1 устанавливали тяжёлое оборудование многоцелевых вакуумных аэродромно-уборочных машин В-63 и В63М для очистки поверхности взлетно-посадочных полос и рулёжных дорожек от пыли, мусора и мелких камней. Их рабочий орган включал автономный силовой агрегат, мощные воздуходувки, заборные лотки, фильтры грубой очистки и бункеры.
![Мостоукладчик, сваезабиватель и даже гигантский пылесос: военные профессии КрАЗ-255](https://kolesa-uploads.ru/-/c5372373-a5f1-4236-9656-99f35e4bd84a/image031-result.jpg)
На заглавной фотографии – автомобиль-мостоукладчик на шасси КрАЗ-255Б1 при помощи перегрузочной мачты укладывает полностью развернутую мостовую конструкцию тяжёлого механизированного моста ТММ-3.
Возможно вам будет интересны следующие сервисы: