Все водители когда-то были пешеходами, стояли на остановках в ожидании трамвая и ругались на автомобилистов. Но как только пешеход покупает машину, то часто забывает, что он думал буквально на прошлой неделе и как себя ведут люди на улицах.
Сначала вспомним, где вообще можно останавливаться частному транспорту. Согласно «Общим положениям» ПДД, остановка — это «преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства».
Однако нельзя останавливаться где попало: эти моменты регламентирует пункт 12.4. По нему запрет на остановку распространяется на трамвайные пути, ж/д переезды, пешеходные переходы, велодорожки и несколько других ситуаций.
Об остановках общественного транспорта сказано, что останавливаться можно не ближе 15 метров от желтой разметки — это распространяется и на «до», и на «после». Но это общие положения, а в жизни все несколько сложнее устроено, о чем многие не помнят (но вы точно не из их числа, вам мы просто напомним!).
- Можно ли останавливаться на автобусных остановках?
- Надо ли пропускать автобус, который выезжает с остановки?
- Что делать с пешеходами?
- Какой должна быть правильная остановка?
- Все водители когда-то были пешеходами, стояли на остановках в ожидании трамвая и ругались на автомобилистов. Но как только пешеход покупает машину, то часто забывает, что он думал буквально на прошлой неделе и как себя ведут люди на улицах.
- Все водители когда-то были пешеходами, стояли на остановках в ожидании трамвая и ругались на автомобилистов. Но как только пешеход покупает машину, то часто забывает, что он думал буквально на прошлой неделе и как себя ведут люди на улицах.
Можно ли останавливаться на автобусных остановках?
Особенно внимательным нужно быть вблизи остановок маршрутных транспортных средств. Если ознакомиться с пунктом 12.4 ПДД, то можно убедиться, что останавливаться в этих местах возможно только при соблюдении определенных условий.
Первое: остановка должна быть связана с посадкой или высадкой пассажиров. Это значит, что на все действия с пассажирами у вас есть пять минут (опять же, согласно Правилам). Водителю выйти в ближайший магазин тоже не получится, даже если «очень быстро».
Второе: транспортное средство не должно мешать проезду общественного транспорта. Не стоит забывать, что бросать машину как попало не стоит, если не ради уважения к другим участникам дорожного движения, то хотя бы потому, что так предписывают Правила.
Если нарушить хотя бы одно из двух, то можно получить штраф в 1000 рублей, а если нарушение будет в городах федерального значения, то есть риск расстаться с 3000 рублей. Бросить машину на длительный срок на остановке тоже плохой вариант — часто такие машины уезжают с остановок на эвакуаторе. А это уже чревато для водителя не только штрафом, но и оплатой услуг извозчика, штрафстоянки и потерянным днем на поиск своего автомобиля.
Все хуже, если на дороге есть выделенная линия для общественного транспорта да еще над ней висит камера (как часто бывает в Москве и С.-Петербурге). Тут остановиться на 5 минут не получится. Вернее, получится, но остановка окажется очень дорогостоящей.
Надо ли пропускать автобус, который выезжает с остановки?
Часто от автолюбителей можно слышать истории о том, как их подрезают водители автобусов. Это могут быть разные ситуации — от выезда с остановки до перестроений через три ряда. Но в большинстве случаев водители автобусов правы.
Если автобус начинает движение от остановки с включенным левым поворотником, то водители других транспортных средств должны ему уступить. Это правило заучивают еще в автошколах, потому что многие ученики начинают сыпаться как раз на вопросе про выезд общественного транспорта с остановки.
Нужно снизить скорость, вплоть до полной остановки, при двух условиях:
- автобус выезжает с остановки, которая особым образом помечена (желтая зигзагообразная разметка и/или соответствующий дорожный знак);
- включен левый поворотник автобуса.
Если оба условия соблюдены, а водитель не остановился, то он рискует получить штраф в 500 рублей, а в случае ДТП будет признан виновным.
А вот при перестроении из ряда в ряд привилегий для автобусов и прочих «общественников» нет. При перестроении они должны уступать дорогу остальным транспортным средствам, а при одновременном перестроении уступать нужно тому, что едет справа.
Что делать с пешеходами?
Часто приходится проезжать мимо таких мест, где сразу после остановки общественного транспорта расположен нерегулируемый пешеходный переход. Из-за этого могут случаться трагические случаи: водитель не видит пешехода, который может выйти из-за автобуса на пешеходный переход, будучи уверенным в своей правоте.
От таких ситуаций никто не застрахован, и только постоянная бдительность может спасти кому-то жизнь. Четкого ограничения на снижение скорости вблизи пешеходного перехода нет. Двигаться нужно со скоростью, которая позволит остановиться и уступить дорогу пешеходу без рисков столкновения.
Если же возникла ситуация, когда пешеход выскочил на проезжую часть, важно помнить общие паттерны поведения. Взрослые обычно останавливаются на месте или пытаются вернуться назад, а вот дети и подростки, наоборот, часто норовят «проскочить» и добежать до другой стороны.
Впрочем, в моменты стресса мозг работает иррационально и вряд ли сможет достать с дальней полки сознания информацию о том, кто куда побежит.
Какой должна быть правильная остановка?
Этот вопрос мучает многих урбанистов, и каждая страна решает вопрос по-своему. Но однозначно, вопрос безопасности пешеходов и удобство стоят на первом месте. В Англии, например, часть остановок в порядке эксперимента развернули в сторону от дороги — так безопаснее. В Швеции делают подогреваемые скамейки — а ведь там зимой бывает теплее, чем во многих российских городах.
В России для повышения безопасности остановки делают в специальных карманах, чтобы снизить вероятность образования помех попутному транспорту. Улучшают освещение остановок, чтобы водители могли видеть пешеходов в темное время суток. В крупных городах появляется все больше магистралей, которые снижают трафик на улицах, по которым ходит общественный транспорт.
А есть более развлекательные подходы. Вот топ-5 необычных остановок из разных частей света.
- В Европе в рамках проекта Smart Bus Stop в остановках размещают не только карту маршрутов, но и аппараты для оплаты счетов и пополнения баланса, а также измерители количества пыльцы в воздухе для аллергиков.
- В Сингапуре к остановкам не только провели Wi-Fi, но и встроили интерактивные экраны, с которыми можно поиграться, пока ждешь свой транспорт.
- Пусть не так технологично, как предыдущие, но одну из остановок в Крумбахе, что в Австрии, которая находится неподалеку от теннисного клуба, сделали в виде трибуны, с которой можно посмотреть матч.
- На Тайване необычно подошли к проектированию остановки студенческого кампуса. Ее оборудовали гамаком, чтобы можно было отдохнуть после занятий, а также сделали пологую озелененную крышу, которая открыта для прогулок.
- В Новосибирске установили остановки со встроенным переводчиком. Так город готовится принимать молодежный чемпионат мира по хоккею в 2023 году.
Фото: ИТАР-ТАСС, АГН «Москва», UnsplashТы здесь не стой — ты там стой! Разбираем непростые дорожные ситуации
Все водители когда-то были пешеходами, стояли на остановках в ожидании трамвая и ругались на автомобилистов. Но как только пешеход покупает машину, то часто забывает, что он думал буквально на прошлой неделе и как себя ведут люди на улицах.
Ты здесь не стой — ты там стой! Разбираем непростые дорожные ситуации
Все водители когда-то были пешеходами, стояли на остановках в ожидании трамвая и ругались на автомобилистов. Но как только пешеход покупает машину, то часто забывает, что он думал буквально на прошлой неделе и как себя ведут люди на улицах.
Возможно вам будет интересны следующие сервисы: