Таких автобусов мы не видели! — Гигант ЯА‑2

Трехосный монстр из Ярославля был самым большим в мире: почти на метр длиннее своего немецкого аналога Mercedes-Benz N56.

Эти машины можно бы назвать концепткарами — только термина такого тогда не было. Среди удивительных, необычных для СССР экспериментальных автомобилей 1930‑х годов был уникальный четырехосный грузовик ЯГ‑12 — о нем мы рассказали тут. Но в Ярославле делали и автобусы — с тем же коммунистическим размахом.

ЯА — Гигант!

Ярославский завод сделал к 15‑летию революции необычную гигантскую машину. Автобус ЯА‑2 так и назвали — Гигант. Трехосный монстр вмещал аж 80 пассажиров, причем 52 — на сиденьях. Вместимость по тем временам действительно внушительная!

Автобус длиной 11 450 мм называли самым большим в мире и, вероятно, это так и было. Он действительно был почти на метр длиннее немецкого аналога Mercedes-Benz N56, выпускавшегося с 1928 года, который наверняка и служил образцом для ярославских конструкторов.

Таких автобусов мы не видели! — Гигант ЯА‑2

Таких автобусов мы не видели! — Гигант ЯА‑2

Ярославскую машину строили, как океанский корабль. Особенно сложно оказалось соорудить раму, ведь в распоряжении завода были лишь стандартные нехитрые профили. В результате раму массой 1200 кг сварили из восемнадцати деталей.

Заднюю тележку вновь использовали от трехосного ЯГ‑10. Американский двигатель Hercules рабочим объемом 7,8 л выдавал 103 л. с. при 1600 об/мин, четырехступенчатая коробка имела понижающую передачу. Механические тормоза с вакуумным усилителем, как и у ЯГ‑12, действовали только на задние колеса.

Таких автобусов мы не видели! — Гигант ЯА‑2

Кузов поручили соорудить ленинградскому заводу АТУЛ, у которого был в этом деле немалый опыт. Да и работать машине предстояло в Ленинграде, как говорили тогда, в «городе — колыбели революции». Готовое шасси на железнодорожную платформу не поместилось. Но, преодолев около тысячи километров своим ходом, шасси доехало-таки до города Ленина вовремя.

Кузов сделали очень нарядным: с массивными хромированными решеткой радиатора, бамперами и поручнями у входа, большими фарами, тоже в хромированных корпусах. В тщательно отделанном салоне стояли плафоны освещения и даже часы. Внешне машина выглядела не хуже Мерседеса, на который была очень похожа. Только Мерседесов в разных модификациях до 1936 года собрали 85, а ЯА‑2 — всего два. Что, впрочем, уже удивительно.

Таких автобусов мы не видели! — Гигант ЯА‑2

Второй экземпляр сделали в Ярославле в 1934 году, уже сами построив кузов, немного отличающийся от версии 1932 года. Машина получила более мощный, 120‑сильный, 8,2‑литровый двигатель Continental. Как и первый ЯА‑2, второй работал в Ленинграде. Этим красавцам самое место было, конечно, на грандиозных прямых и широких проспектах, прокладываемых в соответствии со сталинским планом реконструкции столицы. Ездить на машинах с радиусом поворота 14,5 м по Питеру, вероятно, было не просто. Впрочем, машины позднее, во второй половине 1930‑х работали в пригородах. А потом их следы, как водится, затерялись.

ВАГОН И КУПЕ

Еще две необычные для СССР единичные машины 1930‑х были пусть и не настолько авангардны, но тоже по-своему интересны.

Двухдверное купе ГАЗ-М2 сделали в 1937 году на базе стандартной «эмки». Внешне машина практически повторяла американский Ford 40 1933 года с аналогичным кузовом. На советское купе поставили и американский мотор V8. Автомобиль занял первое место в 100‑километровой гонке близ Горького. Но после этого отправился на прозаичную службу в заводской гараж.

Таких автобусов мы не видели! — Гигант ЯА‑2

Таких автобусов мы не видели! — Гигант ЯА‑2

В том же 1937 году московский НИИ городского транспорта (НИИГТ, после ряда переименований — ЦНИИАТ) сделал первый в стране автобус вагонной компоновки. Машина базировалась на серийных советских узлах и была оснащена 73‑сильным двигателем ЗИС‑5. Опытный образец некоторое время ездил по Москве.

О первых советских спорткарах родом с ГАЗа и ЗИСа мы еще расскажем — заходите почаще!

  • Полная история уазовской «буханки» — тут.
  • Ассортимент расходных материалов под ТМ «За рулем» постоянно расширяется Оцените и вы качество наших товаров!
  • Поддержать хорошее состояние узлов и агрегатов автомобиля поможет американская автохимия Cyclo и присадки SUPROTEC. Как правильно обслуживать автомобиль, читайте в книгах издательства «За рулем».
  • «За рулем» теперь можно читать в Яндекс.Дзен.


Фото: из архива «За рулем»Таких автобусов мы не видели! — Гигант ЯА‑2

Трехосный монстр из Ярославля был самым большим в мире: почти на метр длиннее своего немецкого аналога Mercedes-Benz N56.

Таких автобусов мы не видели! — Гигант ЯА‑2 — фото 1275762Таких автобусов мы не видели! — Гигант ЯА‑2 — фото 1275761Таких автобусов мы не видели! — Гигант ЯА‑2 — фото 1275751Таких автобусов мы не видели! — Гигант ЯА‑2 — фото 1275750Таких автобусов мы не видели! — Гигант ЯА‑2 — фото 1275749Таких автобусов мы не видели! — Гигант ЯА‑2 — фото 1275752Таких автобусов мы не видели! — Гигант ЯА‑2

Трехосный монстр из Ярославля был самым большим в мире: почти на метр длиннее своего немецкого аналога Mercedes-Benz N56.

Таких автобусов мы не видели! — Гигант ЯА‑2 — фото 1275750Таких автобусов мы не видели! — Гигант ЯА‑2 — фото 1275749Таких автобусов мы не видели! — Гигант ЯА‑2 — фото 1275751Таких автобусов мы не видели! — Гигант ЯА‑2 — фото 1275752Таких автобусов мы не видели! — Гигант ЯА‑2 — фото 1275761Таких автобусов мы не видели! — Гигант ЯА‑2 — фото 1275762Наше новое видеоКакой на самом деле ресурс у Лады Весты? Ответ экспертаHyundai Creta-2021: первый тест и интересные подробностиНовый Subaru Outback 2021: подробный видеообзор

Источник

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...