Как американский Autocar превратился в советский ЗИС‑5, выяснил эксперт «За рулем».
Прославленный грузовик ЗИС‑5 — герой предвоенных строек, войны и восстановления страны после Великой Отечественной. Работягу уважали за прочность и простоту конструкции. Его чаще всего называли «трехтонкой» за соответствующую грузоподъемность. А шоферы именовали ЗИС по-свойски — «Захар Иванович», или просто «Захар».
Производство ЗИС‑5 начали в 1933 году, но ему предшествовали три модели: две отечественных и одна американская.
ЗИС‑5 грузоподъемностью 3000 кг — типичный грузовик своего времени, с простой и прочной рамой и рессорами. Помимо ЗИС‑5 с колесной базой 3810 мм позднее начали выпуск удлиненных шасси ЗИС‑11 и ЗИС‑12 с базой 4420 мм — в основном для спецавтомобилей и автобусов.
Американский мотор и точные его копии на АМО‑2 и АМО‑3 имели рабочий объем 4,88 л (96,25×114,3 мм), степень сжатия — 5.0 (больше, чем у советского двигателя) и мощность пониже — 60 л.с. при 2200 об/мин. Американский мотор отличался от ЗИС‑5 также радиатором и элементами электрооборудования.
В труде и в бою
ЗИС‑5 представлял собой максимально упрощенную, грамотно приспособленную к отечественным условиям эксплуатации американскую конструкцию.
Именно адаптация позволила сделать советский грузовик массовым и долговечным.
ЗИС‑5 выпускали до 1947 года. На трех заводах — в Москве, Ульяновске и Миассе, куда производство эвакуировали в 1941 году, сделали 562 588 машин. В 1947–1948 годах изготовили еще 13 893 ЗИС‑50 — ЗИС‑5 с модернизированным 90‑сильным мотором ЗИС‑150.
«Захары» с «благоприобретенными» более поздними деталями и узлами продолжали работать по всей стране вплоть до начала 1970‑х годов.
- Наш ПАЗ‑672 и все его предки — тут.
- Чайка ГАЗ-14 и ее американские «уши» — в этой публикации.
- Как появился на свет ярославский грузовик ЯАЗ‑200, узнайте по этой ссылке.
- Подлинная история грузовика ЗИЛ‑130 — здесь.
- Родословная ГАЗ‑51 — тут.
В нашем интернет-магазине снижены цены на техническую литературу, руководству по ремонту и прочие книги и журналы издательства «За рулем».
Заранее позаботьтесь о покупке браслетов противоскольжения и антибуксов. Если планируется дальняя поездка, рекомендуем присмотреться к цепям противоскольжения.
Фото: из архива «За рулем»
Советская «трехтонка»: заглянули в ее родословную
Как американский Autocar превратился в советский ЗИС‑5, выяснил эксперт «За рулем».
Советская «трехтонка»: заглянули в ее родословную
Как американский Autocar превратился в советский ЗИС‑5, выяснил эксперт «За рулем».
Наше новое видео
Кроссоверы за 2 000 000 (с хвостиком) — большой тест «За рулем»
Новый Chevrolet Tahoe или Toyota Land Cruiser 300? Видео
Kia Mohave и Mitsubishi Pajero Sport — 4:3 в пользу Кореи
Возможно вам будет интересны следующие сервисы: