В экстренной ситуации на дороге у водителя вместо холодного расчета срабатывает инстинкт. А он, как известно, плохой помощник. Нужно принять решение, приводящее к минимальным последствиям и соответствующее требованиям ПДД.
Даже в критической ситуации лучший выход ― это избежать аварии. Однако такое не всегда удается даже опытным водителям, на машинах которых имеется ABS и хорошие шины.
Наличие антиблокировочной системы дает много преимуществ в сравнении с машинами прошлой эпохи. При помощи АБС есть шанс не только попытаться затормозить без последствий, но и объехать препятствие. Даже при экстренном торможении колеса не заблокируются и автомобиль сохранит управляемость.
Материалы по темеЭпидемия, о которой в России не принято говоритьОгромный штраф для пассажира — коснется каждого!Российская инициатива, которая спасет множество жизней
Что сказано в ПДД и как это трактовать?
В ПДД про экстренное торможение есть пункт 10.1:
При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
Многие в этой формулировке усматривают запрет на попытку сманеврировать. Однако это неверно: поскольку нет прямого запрета на совершение маневра, это действие для водителя допускается.
Та же ситуация складывается и для мотоциклистов с возможностью их проезда между рядами. Прямого запрета на движение мотоцикла между двух транспортных средств в соседних полосах нет.
Иная ситуация с параграфом ПДД 19.2.:
При ослеплении водитель должен включить аварийную сигнализацию и, не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться.
В этой формулировке запрет на маневр обозначен четко.
Вывод: ПДД всегда обязывают водителя тормозить в экстренной ситуации, но не всегда запрещают маневрировать.
Как работают инстинкты водителя
Просмотр записей с видеорегистраторов дает понять, что торможением без маневрирования пользуются немногие водители. Большинство при нажатии на тормоз инстинктивно выкручивают руль. В попытке остановить машину нет ничего плохого, но вот совершать маневр «на автомате» категорически нельзя! Даже в самой сложной ситуации нужно найти в себе силы оценить дорожную обстановку.
В случае внезапного приближения сбоку другого автомобиля большинство машинально уходит от удара. Это поможет только в том случае, если водитель другой машины вас заметил и предпринял попытку снизить скорость. Иногда столкновения избежать не удается. Как показывает практика, если в описанной ситуации резко затормозить, не меняя направления движения, то вторая машина успеет проскочить. В случае с передвигающейся помехой маневр не всегда результативен.
Как не надо уходить от столкновения
Самый плохой вариант ― это выезд на полосу встречного движения. Во-первых, самые тяжелые последствия от аварии бывают при лобовом столкновении. Во-вторых, велики шансы остаться виновным в ДТП. При этом водитель, спровоцировавший аварию, уедет без малейшего повреждения. Если вам удастся предоставить доказательства, что ДТП случилось не по вашей вине, то есть шанс привлечь к ответственности такого лихача.
В-третьих, для совершения маневра в границах своей полосы движения нужно владеть определенными навыками. Есть риск потери управления автомобилем с последующим вылетом на обочину и ударом о столб или дерево. Даже ABS в этой ситуации может оказаться бессильной. Поврежден будет не только автомобиль — пассажиры, за которых водитель несет полную ответственность, также могут получить тяжелые увечья. В случае их гибели будет возбуждено уголовное дело с лишением прав.
Не лучшим вариантом ухода от удара будет направить руль в припаркованные автомобили. В результате будет собрана «гармошка» из нескольких машин и вина за ДТП снова окажется на вас. Плюс ощутимый материальный ущерб.
Как поступить в экстренной ситуации водителю
А как же тогда быть, если авария неминуема? В экстренной ситуации важно суметь совершить маневр исключительно на холодную голову. Необходимо иметь самообладание и чувствовать свою машину. Инстинктивные действия, особенно на мокрой или скользкой дороге, могут привести к заносу автомобиля.
Не совершайте чересчур резких движений рулем — это снизит риск возникновения заноса и потери управления. Если слишком резко вывернули руль в сторону и машина отказывается поворачивать, постарайтесь, покачивая руль в обратном направлении, нащупать зацеп и вернуть управление автомобилем. А вот тормозить лучше сразу, и чем интенсивнее вы давите на педаль, тем лучше. Доверьтесь электронным системам безопасности (ABS) — в большинстве ситуаций электроника справится со своей задачей лучше, чем среднестатистический водитель. Торможение не всегда помогает избежать аварии, но зачастую позволяет снизить серьезность последствий от удара.
В отличие от транспортного средства пешеход не защищен от удара. В случае с человеком, оказавшимся перед машиной, у водителя острее проявляется инстинкт. В такой ситуации трудно предугадать, в какую сторону устремится пешеход. Тяжесть причиненного человеку вреда в результате аварии несравнима с погнутым металлом автомобиля. Просчитать свои действия в ситуации с пешеходом достаточно сложно. Но сделать это необходимо с учетом обстановки в конкретный момент.
- Кто чаще всего виноват в авариях с иностранцами? Об этом можно узнать здесь.
- В непредвиденной ситуации на дороге и бездорожье помогут браслеты противоскольжения.
- Стоит заранее позаботиться и о покупке антибуксов. Если планируется дальняя поездка, рекомендуем присмотреться к цепям противоскольжения.
- «За рулем» теперь можно читать в Instagram.
Фото: depositphotos и «За рулем»
Наше новое видео6 фишек обновленного Kia Ceed (включая новый мотор и автопилот)Alfa Romeo Giulietta: вот почему ее уважала мафияRenault Duster из парка «За рулем»: авария и месяц простоя
Возможно вам будет интересны следующие сервисы: