Испытали пять препаратов — «победителей» трения в трансмиссии.
Победить трение — давняя мечта фантастов. Если удастся, то до вечного двигателя будет рукой подать. Инженеры мыслят более реально, пытаясь хотя бы снизить его.
Например, изобретая присадки к маслам. Мы испытали пять образцов «победителей трения» с акцентом на агрегаты трансмиссии — всё, что было представлено в одном из крупнейших московских магазинов запчастей. Одни препараты прямо обещают уменьшить трение в механизме, другие говорят о снижении износа, уменьшении шумов и продлении срока службы агрегата. А что в реальности?
Материалы по темеВодитель пьян, а оштрафуют пассажиров? Да!Что нам заливают на заправке: 3 вопроса про бензин и ответы экспертаНовая Лада Веста и все-все-все! 12 главных новинок 2022 года
Участники
ER‑8 и SMT 2514 — это так называемые кондиционеры металла. В процессе их работы на контактных участках поверхности трения при высоких нагрузках и скоростях скольжения должны образовываться хлориды, фториды, бромиды и сульфиды. Пленка толщиной 300–400 нм непрерывно истирается и восстанавливается.
Liqui Moly — слоистая добавка. Она должна обеспечивать низкое усилие сдвига между слоями химических элементов и соединений, снижая коэффициент трения.
Resurs T — это металлоплакирующая добавка (реметаллизант). Ультрадисперсные частички мягких металлов при работе должны попадать в зону трения и разделять детали тонкой пленкой.
Suprotec — геомодификатор трения. Принцип работы — очистка поверхности и достроение кристаллической решетки металла, содержащего железо. Обещана высокая маслоудерживающая способность.
Как проверяли
Работы мы проводили на универсальной машине для испытания на трение и износ ИИ 5018 и четырехшариковой машине трения ЧМТ‑1. Принцип действия у них похожий: образцы трутся друг о друга в присутствии масла с испытываемой присадкой.
Первая машина помогла оценить износ образцов — фактически, повышение противоизносных свойств масла. Четырехшариковая машина позволила определить нагрузку сваривания, то есть предельные возможности смазывания с каждым из проверяемых препаратов.
Присадки добавляли в полусинтетическое трансмиссионное масло Лукойл ТМ‑4 75W‑90 GL‑4. Отметим, что при эксплуатации все препараты следует заливать как в рабочее масло, так и всякий раз при смене масла.
Антифрикционные и противоизносные испытания на машине трения провели по схеме «диск по подвижному диску с проскальзыванием 10%». Нагрузка — 700 Н, продолжительность испытаний — 120 минут. Концентрация препаратов в масле — согласно рекомендациям производителя. Износ дисков определяли взвешиванием до и после испытаний на аналитических весах АВ210 М‑01 А с погрешностью до 0,1 мг.
Износ образца говорит о противоизносных свойствах исследуемых присадок. Чем меньше износ, тем выше будет ресурс агрегата при работе с этой присадкой.
Что получилось
Цена 1200 ₽ Заявленный объем 237 мл Рекомендуемая пропорция 60 мл на 1 л Обещано значительное снижение коэффициента трения в узлах и механизмах, увеличение срока службы агрегатов и механизмов, увеличение критической нагрузки и нагрузки сваривания и тому подобное. По факту интенсивность изнашивания упала в целом в 3,5 раза, потери на трение снизились на 7%, критическая нагрузка возросла на 41%. Однако применение этой присадки может привести к снижению несущей способности масла при высоких нагрузках, так как снижается нагрузка сваривания. Препарат является расходным материалом, поскольку работает по принципу протекания химической реакции в зоне трения при высокой температуре с образованием хлоридных или фторидных пленок, разделяющих поверхности трения. Поэтому его ресурс ограничен и зависит от интенсивности работы узла или агрегата. |
Цена 450 ₽ Заявленный объем 20 мл Рекомендуемая пропорция 20 мл на 1–2 л Присадка на основе дисульфида молибдена (MoS2) обещала значительное снижение износа и температуры в зоне трения, снижение нагрева, плавность работы и т.п. Испытания подтвердили снижение интенсивности изнашивания при «намазывании» тонкодисперсных порошков дисульфида молибдена, однако потери на трение выросли на 10%. Нагрузка сваривания увеличилась на 12%. Слой не имеет сильных связей с основным металлом. Поэтому ресурс препарата ограничен. |
Цена 500 ₽ Заявленный объем 50 г Рекомендуемая пропорция 50 г на 1–2 л Обещано устранение шумности механизма, облегчение его работы и тому подобное. Зафиксировано снижение интенсивности изнашивания при «намазывании» тонкодисперсных порошков субмикронных частичек меди, свинца, олова и других металлов, а также увеличение нагрузки сваривания на 12%. Однако потери на трение выросли на 10%. В процессе работы на поверхности трения формируется слой, не имеющий сильных связей с основной поверхностью трения. Он снимается контртелом трения и тут же восстанавливается до тех пор, пока в масле есть достаточная концентрация взвеси препарата. Со временем концентрация падает (элементы садятся на стенки агрегата) и слой не восстанавливается. Продолжительность работы зависит от интенсивности осаждения присадки на различные поверхности и от их площади. |
Цена 1500 ₽ Заявленный объем 250 мл Рекомендуемая пропорция 50 мл на 1 л Производитель обещает снижение трения и износа деталей, а также значительное увеличение ресурса. Испытания зафиксировали снижение интенсивности изнашивания в целом в 4,6 раза, уменьшение потерь на трение на 2%, увеличение нагрузки сваривания на 12%, повышение критической нагрузки на 26%. В процессе работы на поверхности трения формируется слой, который представляет собой фторидные и хлоридные пленки (кондиционер металла). |
Цена 1300 ₽ Заявленный объем 80 мл Рекомендуемая пропорция 80 мл на 0,7–2,2 л Обещано восстановление рабочих поверхностей зубчатых зацеплений и подшипников, продление срока службы, уменьшение шумов и вибраций. Мы зафиксировали снижение интенсивности изнашивания в целом в 4 раза, уменьшение потерь на трение за период работы образцов на 20%, увеличение критической нагрузки на 12%. Динамика коэффициента трения показала сильное снижение за время испытаний. Препарат работает по принципу образования нового металлического слоя. На образце видна самая гладкая поверхность, а показатели шероховатости имеют минимальные значения. Поэтому масло в порах может создавать более плотный слой, что приведет к смещению работы узла трения в сторону гидродинамического трения. А это должно привести к дальнейшему снижению потерь на трение и износа. |
Применение всех препаратов привело к снижению износа образцов трения, то есть повышению противоизносных свойств трансмиссионного масла
Износ и трение
Казалось бы, фантасты могут радоваться. Препараты Resurs T и Liqui Moly даже увеличили массы образцов вследствие наслоения тонкодисперсных твердых частиц меди, свинца, олова в первом случае и дисульфида молибдена — во втором.
Однако веселиться рано. Износ-то уменьшился, но выяснилось, что препараты Resurs T и Liqui Moly увеличивают потери на трение на 9–10%. Остальные средства в среднем коэффициент трения не изменили: разница — в пределах погрешности. Все препараты привели к росту температуры масла в камере, особенно Liqui Moly. Это говорит о протекании процессов модификации трения.
Оценка средней шероховатости обрабатываемой поверхности показала, что лучше других это сделали препараты SMT 2514, Resurs Т и Suprotec.
Износ нижнего и верхнего дисков при испытаниях на универсальной машине ИИ 5018. Меньше износ — больше ресурс.
Средний коэффициент трения характеризует момент сопротивления.
Сварятся?
Испытания на четырехшариковой машине трения ЧМТ‑1 проводили по ГОСТ 9490–75 — определяли так называемую нагрузку сваривания, при которой поверхности шариков буквально свариваются в точке контакта. Заодно оценили критическую нагрузку, которая говорит о длительности работоспособности масла. Продолжительность испытаний: для определения нагрузки сваривания — 10 секунд, для определения показателя износа — 60 мин.
Средняя температура масла в камере говорит об энергонапряженности процесса обработки. Особых различий нет — разве что на первой и последних стадиях испытаний.
Чем выше нагрузка сваривания, тем меньше вероятность возникновения задира.
По идее, присадки должны повышать нагрузку сваривания и критическую нагрузку. Чем выше нагрузка сваривания, тем большую нагрузку выдержит узел трения до возникновения задира.
Это предельные возможности работы смазочного материала: больше — лучше. Чем выше критическая нагрузка, тем выше нагрузка, при которой узел трения будет работать длительное время с сохранением заданного ресурса.
Чем выше критическая нагрузка, тем при более высокой нагрузке узел трения сможет работать длительное время.
Диаметр пятна контакта: чем меньше, тем лучше.
Нагрузка сваривания или нагрузка предельных возможностей смазывания при работе присадок SMT 2514, Resurs T и Liqui Moly выросла на 12%, при работе с присадкой ER‑8 снизилась на 6%, с присадкой Suprotec — не изменилась.
Критическая нагрузка, которая характеризует пределы длительной работоспособности масла, увеличилась при добавлении всех препаратов. Наиболее заметен эффект при работе ER (на 41%) и SMT 2514 (на 26%).
Противоизносные характеристики, определенные на машине трения ЧМТ‑1, улучшились только с ER‑8 (на 18%).
Везде ли вредно трение?
Применение подобных препаратов в двигателях внутреннего сгорания спорно. Это вызвано очень разными температурными условиями, отличающимися на несколько порядков нагрузками, а также тем, что присадки просто обязаны сгорать вместе с маслом.
В любых коробках передач снижение трения может быть даже вредным. В механических коробках и роботах со снижением трения синхронизаторы будут работать в нештатном режиме. У вариаторов может начать проскальзывать ремень, а у гидромеханических коробок — фрикционы.
Безусловно полезно
А вот в редукторах чем меньше трения — тем лучше. Причем особенно в тех, где используется гипоидная передача. Её можно встретить на задней оси самых разных машин — от Жигулей до Мерседесов, а также на любых осях вседорожников. Правда, при условии, что там не стоят дифференциалы повышенного трения.
Еще с трением надо бороться в раздаточных коробках внедорожников и угловых редукторах кроссоверов. С задним редуктором последних ситуация сложнее. Если гипоидная передача имеет отдельную масляную ванну, то всё в порядке — с трением можно воевать. Но если то же масло работает и в электромагнитной или гидравлической муфте подключения задней оси, то с присадками от полного привода может остаться пшик.
Что в итоге?
Два препарата из пяти — ER‑8 и SMT 2514 — действительно снижают трение, пусть лишь на несколько процентов. Suprotec понизил его аж на 20% — хотя в начале теста трение возросло, а затем стало стремительно падать. Средний результат — нулевой. Возможно, препарат просто не успел показать все свои свойства за время испытаний — этого мы не знаем.
А вот другие, похоже, тратят энергию на «намазывание» мягких металлов: трение с ними даже выросло. Однако и эти препараты нельзя назвать бесполезными: они уменьшают износ трущихся поверхностей.
Победителем в номинации «Снижение трения» стал ER‑8. Нагрузку сваривания лучше других увеличили SMT 2514, Resurs T и Liqui Moly. Наилучшую динамику улучшения показал Suprotec. Но до вечного двигателя всё еще очень далеко!
Заливать или нет?
Заливать ли такие средства в машину? Мы считаем, что подобные препараты изначально интересны апологетам любого «улучшайзинга».
При этом полагаем, что проверять действие такой автохимии желательно только на постгарантийных автомобилях во избежание ненужного конфликта с официалами.
А всем автовладельцам без исключения советуем в первую очередь почаще заменять масла и прочие технические жидкости, выбирая, по возможности, самые качественные продукты.
- Всё, что нужно знать про присадки к топливу, маслам и другим жидкостям, вы найдете тут.
- Поддержать хорошее состояние узлов и агрегатов автомобиля поможет американская автохимия Cyclo и присадки SUPROTEC. О том, как правильно обслуживать автомобиль, читайте в книгах издательства «За рулем».
- «За рулем» теперь можно читать в Телеграм.
Фото: «За рулем» и Depositphotos
Добавки в масло для снижения трения: экспертиза «За рулем»
Испытали пять препаратов — «победителей» трения в трансмиссии.
Добавки в масло для снижения трения: экспертиза «За рулем»
Испытали пять препаратов — «победителей» трения в трансмиссии.
Наше новое видеоЗИЛ Колун — слышали о таком?Крутые (и дорогие) внедорожники: большой тестChevrolet Tahoe, Infiniti QX80, Toyota LC 300: тест в цифрах
Возможно вам будет интересны следующие сервисы: