Начинаем публикацию статей о многочисленных и малоизвестных армейских автомобилях Второй мировой войны, которые в 1939-1945 годах состояли на вооружении стран антигитлеровской коалиции, а также автобронетанковой техники главных противников и их сателлитов, вовлеченных в войну стран и нейтральных государств.
Начнём с самых обычных штабных легковушек.
В преддверии и с началом Второй мировой автомобильные фирмы обеих сторон конфликта приступили к переделке серийных заднеприводных легковых машин в особые военизированные версии для выполнения самых разнообразных армейских функций – от перевозки офицерского состава до выполнения реальных боевых задач. При этом с учётом военных традиций в армиях каждой страны служили легковушки нетрадиционных конструкций и оригинального дизайна.
США
Ведущие автомобильные компании Америки вообще не стали изобретать лёгкие военные машины, а воспользовались обычными серийными моделями, которые по внешности и общей конструкции считались «самыми мирными военными легковушками». Они относились к категории Staff Car (штабные) и использовались в основном в спокойной тыловой обстановке для доставки военнослужащих, перевозки штабного оснащения и средств связи. Внешне эти машины отличались упрощёнными кузовами, специфической окраской, дополнительной световой и звуковой сигнализацией.
Все они оставались в производстве до конца 1942 года, когда выпуск гражданской продукции в Америке был прекращён.
![Генеральские и офицерские: штабные и командирские легковые машины Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/6f870a33-2ef4-4d01-abfc-c83e4d012ef8/image13-result.jpg)
В 1941-1942 годах корпорация Ford Motor Corporation поставила в вооруженные силы США около восьми тысяч упрощенных седанов Ford 1GA и 2GA, оснащенных вместо привычного мотора V8 более простым рядным шестицилиндровым двигателем в 90 сил, обычной трёхступенчатой коробкой передач и гидроприводом тормозов.
![Генеральские и офицерские: штабные и командирские легковые машины Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/78a9f1ad-81a0-44ce-b710-5066480ddbf0/image12-result.jpg)
![Генеральские и офицерские: штабные и командирские легковые машины Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/f996532b-0aea-48ed-a550-20a4765dd158/image15-result.jpg)
Со времен Первой мировой войны прочные и удобные автомобили «Бьюик» применялись в вооруженных силах разных стран мира, а во Второй мировой в армии США служила самая известная модель Buick Special, выпуск которой прекратился в 1942-м.
![Генеральские и офицерские: штабные и командирские легковые машины Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/20db2518-365f-4c17-ba7f-c7332d5191de/image14-result.jpg)
На начальном периоде войны в армию и ВМС США поступило свыше двух тысяч доработанных седанов Plymouth Р10 и Р11 с рядными шестицилиндровыми моторами, трёхступенчатыми коробками передач и передней независимой рычажно-пружинной подвеской.
![Генеральские и офицерские: штабные и командирские легковые машины Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/b08c741c-5ada-41e7-908d-ad9be884d0fb/image17-result.jpg)
В отличие от производителей рядовых легковушек, компания «Паккард» до конца 1943 года продолжала мелкосерийное изготовление представительских машин для штабных целей, перевозки офицеров высшего звена и генералитета. Основным был пятиместный седан Packard Clipper с рядным восьмицилиндровым мотором в 165 сил, механической коробкой передач и передней пружинной подвеской. В общей сложности в военные времена «Паккард» построил 487 штабных автомобилей.
![Генеральские и офицерские: штабные и командирские легковые машины Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/1f963fbf-7029-41bb-822e-6687359e1242/image16-result.jpg)
![Генеральские и офицерские: штабные и командирские легковые машины Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/2320f49a-c7cb-4907-bca5-f3e78675ff3b/image21-result.jpg)
С середины 30-х малоизвестная фирма LaSalle, входившая в концерн General Motors, на специальных удлиненных шасси с моторами V8 мощностью 125-130 л.с. собирала длиннобазные санитарные машины Metropolitan с вместительными пятиместными кузовами. Во время войны они обслуживали крупные американские госпитали, доставляя медперсонал и до четырех раненых на носилках.
![Генеральские и офицерские: штабные и командирские легковые машины Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/5d2b5bce-6fb4-4584-8281-f5b34ef53f0e/image19-result.jpg)
Великобритания
К началу Второй мировой в Великобритании сложился обширный и разношёрстный парк всевозможных лёгких военизированных автомобилей, созданных на базе многочисленных семейств обычных серийных легковушек. В вооруженных силах Соединенного Королевства и в её колониях служили чуть доработанные гражданские седаны, универсалы, пикапы и фургоны, выполнявшие роль штабных машин и средств связи.
![Генеральские и офицерские: штабные и командирские легковые машины Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/78118c1f-911c-421a-afe3-96eb5413e2b0/image25-result.jpg)
В военные годы разномарочный набор военных малолитражек открывали цельнометаллические транспортно-штабные пикапы с двухместными кабинами, которые собирали компании Austin, Hillman и Morris. Они имели несущие сварные основания, четырехцилиндровые моторы мощностью 30-37 л.с. объёмом чуть больше одного литра, рессорную подвеску, механический или гидравлический привод тормозов и несколько видов кузовов.
![Генеральские и офицерские: штабные и командирские легковые машины Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/d2d75bb2-6431-4443-99f8-0ca2bad82d99/image22-result.jpg)
![Генеральские и офицерские: штабные и командирские легковые машины Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/2d24f4df-2f5f-416f-b560-396a47f509ff/image24-result.jpg)
Одними из самых солидных военизированных автомобилей середины 30-х считались легковые и грузопассажирские машины Hillman Hawk и Wizard, созданные для пограничных служб стран Ближнего Востока и оснащенные шестицилиндровыми моторами, упрощенными кузовами с радиостанциями и запасами топлива и питьевой воды.
![Генеральские и офицерские: штабные и командирские легковые машины Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/7e90de18-3c9b-44cd-b815-2fdf9e44c51f/image26-result.jpg)
В то же время компания Humber наладила выпуск семейства армейских машин Snipe («Бекас») для выполнения штабных функций и доставки как офицеров высокого и высшего звена, так и коронованных особ Соединенного Королевства. С 1936 года для военных нужд использовался представительский седан Pullman Limousine с высоким кузовом на шесть-семь персон, периферийной защитой из съёмных бронещитков, электрическими стеклоподъёмниками и передней рессорной подвеской.
![Генеральские и офицерские: штабные и командирские легковые машины Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/b32f9b6e-5b93-42d5-9b60-1d8af6b75e4f/image27-result.jpg)
По наследству от него в декабре 1939-го появились известные британские военные легковушки – четырехместные штабные седаны и кабриолеты серии Snipe II, созданные путём переделки варианта Pullman. Их оборудовали шестицилиндровым мотором в 85 сил, механической коробкой передач, расширенными 13-дюймовыми шинами, багажником на крыше и светомаскировочными световыми приборами.
![Генеральские и офицерские: штабные и командирские легковые машины Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/01857524-72b8-41cf-a015-9f68988b823a/image28-result.jpg)
![Генеральские и офицерские: штабные и командирские легковые машины Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/f11fed55-e8e4-4647-a836-401fe358b6c0/image29-result.jpg)
Грузопассажирский вариант Snipe Heavy Utility с полезной нагрузкой 400 килограммов снабжался закрытым пятидверным деревометаллическим кузовом с откидным лобовым стеклом.
![Генеральские и офицерские: штабные и командирские легковые машины Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/f2532b2f-62f5-4350-9e48-372957ed7981/image30-result.jpg)
Единственной специально разработанной военной легковушкой была машина Ford WOA1 британского отделения американской корпорации Ford Motor Company, которую с конца 1940-го собирали на заводе в Дэгенхэме. Её основой являлся обычный седан Ford V8-62A с двигателем V8 в 85 л.с. и трёхступенчатой коробкой. От гражданской версии она отличалась плоской облицовкой радиатора с бампером из обычной трубы, багажником на крыше и одной светомаскировочной фарой.
![Генеральские и офицерские: штабные и командирские легковые машины Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/6d26c304-4325-4283-971f-ed3ebd9824ac/image31-result.jpg)
![Генеральские и офицерские: штабные и командирские легковые машины Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/081b39ff-abce-4cbc-a3a4-fbb71ba5b7ff/image32-result.jpg)
Германия
С начала 1930-х в Вермахте, Сухопутных вооруженных силах Германии, главенствовали простейшие лёгкие и открытые войсковые машины без боковин кузова и дверей – так называемые «кюбельвагены» (о них читайте в следующей статье). Несмотря на это, в Германии выпускали многочисленные более удобные и комфортные легковые автомобили гражданского образца с кузовами оригинального дизайна и распашными дверями.
В Вермахте достаточно широко применялись 60-сильные легковушки Adler Diplomat с рядовыми кузовами или специальными цельнометаллическими для монтажа радиостанций, подвижных пеленгаторов и санитарного оборудования. Все они принимали участие в первых боях Второй мировой, в том числе в польской кампании. До 1942 года их построили около 500 экземпляров.
![Генеральские и офицерские: штабные и командирские легковые машины Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/2ffd8891-13c1-4809-9fae-27cda64738d0/image33-result.jpg)
В 1936-1940 годах Вермахт исправно получал доработанные и упрощенные военизированные легковушки Opel всех моделей. Из них низшие воинские чины предпочитали скромные машины Kadett и Olympia с двигателями мощностью 23-37 сил.
![Генеральские и офицерские: штабные и командирские легковые машины Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/81f07082-81e5-4014-8669-611effbf4de7/image1-result.jpg)
Офицеры среднего звена и генералитет пользовались доработанными 55-сильными легковыми машинами Kapitän с несущим цельнометаллическим кузовом и самыми крупными и мощными автомобилями Admiral с разными вариантами кузовов. Их максимальная скорость достигала 130 км/ч.
![Генеральские и офицерские: штабные и командирские легковые машины Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/e7592a3c-181a-4175-a4e4-0af4ed45aee2/image2-result.jpg)
![Генеральские и офицерские: штабные и командирские легковые машины Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/9a23c80c-78ba-439b-b01e-ff80eb856f1c/image3-result.jpg)
В вооруженных силах Германии широко применялись доработанные легковые автомобили Mercedes-Benz нескольких серий мощностью 60-80 л.с., служившие разъездными машинами офицеров всех рангов, штабными и представительскими машинами. У германского высшего военного командования были популярны наиболее комфортные и дорогие версии, а также скоростные спортивные машины с компрессорными моторами мощностью до 200 сил.
![Генеральские и офицерские: штабные и командирские легковые машины Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/ef482fc5-9c6e-4c68-af3f-a5225de28c08/image4-result.jpg)
В преддверии войны фирма Horch («Хорьх») для военных нужд выпускала 70-сильный автомобиль 830В высокого класса и его длиннобазный вариант 830BL с силовым агрегатом V8 мощностью 92 силы и увеличенной на 150 мм колёсной базой. Для штабной службы их оснащали несколькими видами закрытых кузовов с радио- и звуковещательными станциями, на некоторых сзади навешивался закрытый ящик-кофр для перевозки военного снаряжения.
![Генеральские и офицерские: штабные и командирские легковые машины Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/7ddeeca4-09ad-4c5b-a63a-b227f953c7a1/image5-result.jpg)
Италия
В предвоенное и военное время все итальянские изготовители легковых автомобилей считали своим долгом собрать хотя бы небольшую партию штабных машин для подразделений, воевавших в Северной и Восточной Африке. В военных и «колониальных» исполнениях серийные легковушки имели упрощенные открытые кузова с тентом и боковыми дверями.
![Генеральские и офицерские: штабные и командирские легковые машины Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/5be79d9a-2952-424b-9771-892f4c83f76c/image6-result.jpg)
В период Второй мировой корпорация FIAT выпускала наиболее известную облегченную версию 508СМ 1100 с верхнеклапанным 1,1-литровым мотором мощностью 30 л.с., передней независимой подвеской и упрощённым кузовом с плоскими боковинами, прямоугольной облицовкой радиатора, штампованными крыльями и ёмкостями для топлива и воды. Они служили для перевозки офицеров среднего звена и доставки срочных депеш, развивая скорость 95 км/ч.
![Генеральские и офицерские: штабные и командирские легковые машины Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/a1e18b2f-611a-45ca-aab2-85a9d30286e6/image7-result.jpg)
В начале 40-х туринская фирма Lancia на одном из «колониальных» шасси выпускала военизированную версию Aprilia-639С с упрощенным кузовом, 1,5-литровым мотором V4 а 46 сил и независимой подвеской всех колес. Внешне она отличалась отсутствием подножек, установкой боковых оконных рам, поисковой фары и запасных канистр, навешенных с боков кузова.
![Генеральские и офицерские: штабные и командирские легковые машины Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/0f22becb-da41-45a3-9f4d-2c5c9230998a/image8-result.jpg)
Участь превращения в военизированные легковушки не минула и легендарные спортивные автомобили Alfa Romeo, которые применялись как штабные машины и скоростные средства связи. В 1939-м появился самый известный пятиместный 90-сильный армейский кабриолет 6С2500СМ с двумя верхними распределительными валами шестицилиндрового мотора и независимой подвеской всех колес. От гражданской версии он отличался кузовом с четырьмя короткими дверями, блокировкой дифференциала и охладителем масла в двигателе. До 1942 года было собрано 152 машины.
![Генеральские и офицерские: штабные и командирские легковые машины Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/0655a290-725c-46e8-bfaf-7c5917a25324/image9-result.jpg)
В 1939-1944 годах концерн FIAT на базе своего шестиместного 85-сильного легкового автомобиля с верхнеклапанным двигателем и передней пружинной подвеской выпускал компактный армейский вариант 2800СМС. Его оборудовали утилитарным открытым кузовом с короткими подножками, широкопрофильными шинами, двумя запасными колёсами в передних крыльях или на крышке багажника.
![Генеральские и офицерские: штабные и командирские легковые машины Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/c51cac9c-8064-48ed-ba13-ded699a191c2/image10-result.jpg)
Военизированные легковые машины с открытыми или закрытыми кузовами выпускали также фирмы практически всех воюющих сторон.
![Генеральские и офицерские: штабные и командирские легковые машины Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/59b13a75-cea2-4f47-9708-06e22eb58e30/image18-result.jpg)
![Генеральские и офицерские: штабные и командирские легковые машины Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/d4a50ddd-5ec5-4f1b-99e2-11ddffa412a7/image20-result.jpg)
![Генеральские и офицерские: штабные и командирские легковые машины Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/3f241abe-ed62-498f-8b77-69dde2588580/image23-result.jpg)
На заглавной фотографии – сохранившийся до сих пор командирский автомобиль Packard Super Eight Clipper выпуска 1943 года, развивавший скорость 160 км/ч.
В статье использованы только аутентичные черно-белые иллюстрации, натурные цветные фотографии выполнены автором.
Возможно вам будет интересны следующие сервисы: