Основой этой статьи являются редкие сведения о малоизвестных армейских полноприводных автомобилях Второй мировой, по объёмам производства намного уступавших массовой продукции ведущих заокеанских компаний, которым мы уже посвятили несколько статей. Наши герои не выпускались в больших количествах и не входили в состав ленд-лизовских конвоев, но обладали оригинальной конструкцией и применялись в особых военных условиях.
По американской классификации эти незаметные и подчас единичные военные грузовики, бортовые тягачи и эвакуаторы традиционно входили в категорию типовых стандартизованных двух- и трёхосных автомобилей. К ним относились и все ранее описанные массовые машины Studebaker US6, Dodge WC, Chevrolet G4100, GMC CCKW-352/353, International Harvester M-5-6 и многие другие.
Первые полноприводные и стандартизованные
Рождение первых стандартизованных автомобилей со всеми ведущими колёсами состоялось в 1928-м, когда Квартирмейстерский корпус Сухопутных сил США (Quartermaster Corps, QMC) приступил к созданию целой гаммы типовых капотных машин с полезной нагрузкой от 1,25 до 12 тонн, которые одновременно собирали на нескольких фирмах. До 1934-го QMC собрал 60 экспериментальных автомобилей и бронемашин.
![От нескладной простоты до лучших в мире: американские грузовые вездеходы Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/f73fa616-1f7a-4e05-b25e-e3f7256ce48a/image002-result.jpg)
В 1930-е годы по военным заказам изготовлением единичной оригинальной стандартизованной автотехники и трансмиссий занималась также известная компания Marmon—Herrington.
![От нескладной простоты до лучших в мире: американские грузовые вездеходы Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/3da2a693-918f-482f-b966-ad2a4f0f8a39/image003-result.jpg)
Редкие двухосные армейские автомобили США
Как только в декабре 1941 года Америка вступила во Вторую мировую войну, её вооруженные силы заполнили многочисленные двухосные полноприводные автомобили, переделанные из обычных пикапов и коммерческих грузовиков, за которыми последовала гамма автомобилей специального назначения.
Неизвестные вездеходы от Дженерал Моторс (1939–1944 гг.)
За всемирно известными армейскими грузовиками GMC CCKW-352/353 скрывалась небольшая гамма военизированных машин общего назначения грузоподъемностью от 500 кг до четырех тонн. Первыми и самыми распространенными были 1,5-тонные капотные грузовики АСК-352 и АСК-353, унифицированные с автомобилями CCKW-352/353. Их собрали не более двух тысяч экземпляров.
![От нескладной простоты до лучших в мире: американские грузовые вездеходы Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/614f88fd-031c-45d6-910e-6b36ffe46852/image004-result.jpg)
International Harvester M-3-4 (1941–1944 гг.)
В 1941-м после создания пикапа М-1-4 компания «Интернэшнл Харвестер» представила 1,5-тонный грузовичок М-3-4 с металлическим кузовом и двумя размерами колёсной базы, внешне похожий на Chevrolet G7100. На нём монтировали 88-сильный мотор, пятиступенчатую коробку передач и вакуумный усилитель в приводе тормозов. В Военно-морские силы США поступили 6,5 тысяч таких машин.
![От нескладной простоты до лучших в мире: американские грузовые вездеходы Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/c7970146-88c1-4cf3-8ddf-5b2f06e90c44/image005-result.jpg)
Autocar U2044/U8144 (1940–1945 гг.)
На базе своих армейских седельных тягачей компания «Отокар» небольшими партиями собирала военизированные грузовики, фургоны и автоцистерны пяти вариантов. Их оборудовали двигателями мощностью 84-112 л.с., собственными коробками передач и задними мостами с двухскатными колёсами, пневматическими тормозными системами, цельнометаллическими закрытыми или открытыми кабинами с мягким верхом.
![От нескладной простоты до лучших в мире: американские грузовые вездеходы Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/c6c026d3-13e8-4679-afed-a6b816b40f4d/image006-result.jpg)
![От нескладной простоты до лучших в мире: американские грузовые вездеходы Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/6c237d5d-5353-4e7e-ac42-15a47b03922a/image007-result.jpg)
Oshkosh W709/W712 (1942–1944 гг.)
Сегодня компания «Ошкош» прочно удерживает ведущее место в мире по выпуску мощных автомобильных транспортных средств, а во времена Второй мировой войны она начинала со сборки специальных двухосных машин. Первым на свет появился аэродромный эвакуатор W709 с шестицилиндровым мотором в 145 сил, механическим краном и полуприцепом для транспортировки поврежденных самолетов. Для 7,5-тонных самосвалов W712 использовалось 190-сильное шасси W700, на котором базировались также роторные снегоочистители с дополнительными силовыми агрегатами в 175 л.с.
![От нескладной простоты до лучших в мире: американские грузовые вездеходы Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/2442798e-8657-48f0-9022-9e32d24ce1e1/image008-result.jpg)
![От нескладной простоты до лучших в мире: американские грузовые вездеходы Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/715dae25-62b3-4464-ba19-d928bd1e5892/image009-result.jpg)
«Все четыре колеса» компании FWD (1941-1944 гг.)
Мировую известность этой фирме принесло создание в начале ХХ века первых работоспособных автомобилей с приводом на все колёса, которым присвоили аббревиатуру FWD (Four Wheel Drive), то есть «четырёхколесный привод». К концу 30-х она завершила формирование всей своей программы и была готова начать мелкосерийное производство двухосных капотных и бескапотных армейских автомобилей, но военное ведомство признало их слишком сложными и дорогими.
![От нескладной простоты до лучших в мире: американские грузовые вездеходы Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/7b0b64df-0583-45e3-b183-b65f80baaf2d/image010-result.jpg)
Только в 1943-м компания FWD получила разрешение на выпуск четырёхтонного капотного 88-сильного грузовика HAR-1 с задними двухскатными колёсами. Он получил боковые фартуки вместо дверей и целлулоидные окна, мягкий верх, тентованный кузов и переднюю пятитонную лебёдку. Особенностью машины была одноступенчатая цепная передача в раздаточной коробке с блокировкой межосевого дифференциала.
![От нескладной простоты до лучших в мире: американские грузовые вездеходы Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/b55faa9b-ef69-435c-9903-7d0f5facd3a0/image011-result.jpg)
В 1941-1942 годах изучалась возможность применения редких на то время бескапотных машин FWD c вынесенной вперед цельнометаллической кабиной. Первый длиннобазный 138-сильный вариант YU был оборудован краном с канатным приводом от двух передних барабанных лебёдок. Его испытывали на перегрузке понтонов, тяжелого оборудования и укладке дорожных плит. Короткий 100-сильный тягач CU выполнял функции трелёвочного трактора.
![От нескладной простоты до лучших в мире: американские грузовые вездеходы Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/c4d031f9-af1b-4e0d-8219-3d10e83158e3/image012-result.jpg)
В 1943-1944 годах фирма FWD изготовляла самый известный бескапотный грузовик SU-COE категории 5-6 тонн с новым двигателем, всеми односкатными колёсами и агрегатами от модели HAR-1.
![От нескладной простоты до лучших в мире: американские грузовые вездеходы Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/f969431f-cf8c-4bf0-ab49-d6270dcbab52/image013-result.jpg)
Специально для подразделений морской пехоты на укороченной на 10 дюймов базе SU-COE выпускался артиллерийский тягач SU—COE Special с открытой двухместной кабиной, двумя откидывавшимися вперед лобовыми стёклами, коротким металлическим кузовом и двумя лебёдками.
![От нескладной простоты до лучших в мире: американские грузовые вездеходы Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/2b16507e-6920-4eb0-abad-05960b77d8e4/image014-result.jpg)
Неизвестные трёхосные военные грузовики США
Чаще всего эти автомобили служили полноприводными дополнениями военных программ крупных корпораций, относились к средней категории по объёму производства и по ленд-лизу практически не поставлялись. Обычно их одновременно собирали десятки второстепенных фирм, что позволило создать крупнейшее семейство разнообразных армейских машин.
Diamond T-967/Т-968 (1940-1945 гг.)
В конце 1939 года известная компания «Даймонд Т» выиграла конкурс на четырёхтонный военный грузовик и через год приступила к выпуску первого варианта Т-967 с цельнометаллической кабиной и кузовом с продольными откидными скамьями. На нём использовались шестицилиндровый двигатель в 98 сил, пятиступенчатая коробка с ускоряющей передачей, пневматический привод тормозов и задняя тележка с двойными главными передачами.
![От нескладной простоты до лучших в мире: американские грузовые вездеходы Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/28c54249-c31e-4bda-a4be-510a5f20c71a/image015-result.jpg)
![От нескладной простоты до лучших в мире: американские грузовые вездеходы Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/85f8adc1-5fcd-440b-b67b-1f88ce16e812/image016-result.jpg)
В 1941-м его сменил облегченный автомобиль Т-968 со 106-сильным мотором (131 л.с. по системе SAE), внешне отличавшийся передней лебёдкой и новой цельнометаллической грузовой платформой. В последующие годы он выпускался в модернизированных исполнениях Т-968А и Т-968В, которые с 1943 года комплектовали открытыми кабинами с брезентовым верхом, позволявшими установить турель для 12,7-мм пулемёта.
![От нескладной простоты до лучших в мире: американские грузовые вездеходы Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/fc446b94-6a38-4c65-b7f0-4322dd5e6078/image017-result.jpg)
На этих шасси монтировали эвакуационные машины Т-969А, топливозаправщики и инженерные самосвалы Т-972. Объем выпуска семейства 967/968 достигал девяти тысяч единиц.
![От нескладной простоты до лучших в мире: американские грузовые вездеходы Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/63a0ad53-362a-48e7-a109-58d7f2ef6242/image018-result.jpg)
Для перевозки крупногабаритного оборудования, понтонов, лёгких судов, фургонов и установки кранов использовались специальные длиннобазные бортовые грузовики и шасси серии Т-970/Т-975.
![От нескладной простоты до лучших в мире: американские грузовые вездеходы Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/7ff47311-44c8-494a-97ca-c79d4e6e5b75/image019-result.jpg)
Мack NM/NO (1940-1945 гг.)
В декабре 1939-го, за два года до начала выпуска заднеприводных грузовиков Mack NR, компания «Мак» подписала контракт на организацию производства шеститонных армейских грузовиков. Так, в начале 1940 года появилась серия NM с верхнеклапанным мотором мощностью 159 л.с., пятиступенчатой коробкой передач, ведущими мостами с колёсными редукторами, горизонтальной «уложенной» за кабиной двухбарабанной лебёдкой и 22-дюймовыми колёсами.
![От нескладной простоты до лучших в мире: американские грузовые вездеходы Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/b9c0bb91-ec09-4788-a51e-472efe9d5ab3/image020-result.jpg)
![От нескладной простоты до лучших в мире: американские грузовые вездеходы Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/cc4d32ca-7fd6-4323-a844-7246fbbadd84/image021-result.jpg)
До 1945 года «Мак» собрал 8300 автомобилей гаммы NM в восьми модификациях (от NM1 до NM8), которые друг от друга отличались мощностью двигателя (до 170 л.с.), полезной нагрузкой, задними одно- или двускатными колёсами, разными видами кабин, кузовов, лебёдок и рядом деталей.
![От нескладной простоты до лучших в мире: американские грузовые вездеходы Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/a8900894-3c95-4c80-8efc-0975852745c1/image022-result.jpg)
![От нескладной простоты до лучших в мире: американские грузовые вездеходы Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/a4ac801b-4e54-4aa1-a756-e3c09a17e947/image023-result.jpg)
В 1943-1945 годах эти машины послужили основой семейства из двух тысяч 7,5-тонных артиллерийских тягачей Mack NO с укороченными кузовами для боевых расчётов тяжёлых орудий.
![От нескладной простоты до лучших в мире: американские грузовые вездеходы Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/7de56df8-39da-48d5-a57d-6abfa7b54f11/image024-result.jpg)
![От нескладной простоты до лучших в мире: американские грузовые вездеходы Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/06768692-0e84-4918-b524-25477ac123b9/image025-result.jpg)
Непредвиденная необходимость: уникальные эвакуаторы
Вторая мировая война неожиданно привела Америку к созданию принципиально нового класса ремонтно-эвакуационных машин (РЭМ), служивших для оказания технической помощи в полевых условиях и эвакуации армейской автотехники. Их изготовлением занимались десятки мелких фирм, собиравших РЭМы на трёхосных грузовиках со специальным подъёмно-транспортным и крановым оснащением.
![От нескладной простоты до лучших в мире: американские грузовые вездеходы Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/9b723ece-b3e8-40d7-828f-7c71b5bb712a/image026-result.jpg)
![От нескладной простоты до лучших в мире: американские грузовые вездеходы Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/774f0288-9da5-436b-a5df-12ccf20c22ac/image027-result.jpg)
White-666 (1941-1945 гг.)
История шеститонного армейского грузовика «Уайт-666» оказалась достаточно долгой и путаной, а собранные на нескольких фирмах машины этой марки незаметно отличались друг от друга. Первоначально принять за основу «слабый» четырёхтонник White 950Х6 не удалось, и тут на сцену вышла компания Corbitt, проводившая испытания своего нового грузовика 50SD6. В 1941-м его спешно доработали на «Уайте», установив 165-сильный двигатель, цельнометаллическую кабину, новое оперение, мощный бампер, переднюю облицовку и плоский радиатор с решётчатым ограждением.
![От нескладной простоты до лучших в мире: американские грузовые вездеходы Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/f742a115-46b8-4ef0-8f95-84e1b482b788/image028-result.jpg)
Только со следующего года «три шестёрки» превратились в настоящий «Уайт» с силовым агрегатом мощностью 202 л.с., новой четырёхступенчатой коробкой передач, главными червячными передачами каждого моста и колёсной базой в 4,7 метра. В разгар войны на ряде машин появилась открытая кабина с мягкой крышей, откидными лобовыми окнами и пулемётной стойкой. Прежнюю двухбарабанную 12-тонную лебёдку сначала смонтировали на передке рамы, а затем, по образцу грузовиков Corbitt, переместили за кабину.
![От нескладной простоты до лучших в мире: американские грузовые вездеходы Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/e7abf56c-3273-4c9e-91fc-23ac842eff71/image029-result.jpg)
![От нескладной простоты до лучших в мире: американские грузовые вездеходы Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/1d6cdf64-0b49-4cba-967c-b038f93f67fa/image030-result.jpg)
Brockway В-666/C-666 (1942-1945 гг.)
Главной военной продукцией компании «Брокуэй» были удлиненные грузовики «Уайт-666» с индексом В-666 и колёсной базой 5,6 метра, выпускавшиеся ещё на трёх фирмах. В отличие от базовой модели они снабжались открытой платформой со специальным четырёхтонным портальным краном для перегрузки понтонов, моторных катеров, мостоукладочного и инженерного оборудования, менее мощной передней лебёдкой и более прочными 14-слойными шинами.
![От нескладной простоты до лучших в мире: американские грузовые вездеходы Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/e527532e-2943-449a-ae02-834806c54aff/image031-result.jpg)
На шасси В-666 также устанавливали аэродромные топливозаправщики, снегоочистители, ремонтно-эвакуационное и противопожарное оборудование. Доля фирмы «Брокуэй» в их выпуске составила 1166 машин. Для монтажа автономных механических кранов служило особое шасси С-666 с одноместной кабиной.
![От нескладной простоты до лучших в мире: американские грузовые вездеходы Второй мировой](https://kolesa-uploads.ru/-/2d94d10e-3cf5-493a-a3df-57895563b8d3/image032-result.jpg)
На заглавной фотографии – полноприводная армейская ремонтно-эвакуационная машина Diamond T-969А.
Все иностранные меры пересчитаны по Международной системе единиц.
В статье использованы только аутентичные черно-белые иллюстрации, натурные цветные фотографии выполнены автором.
Возможно вам будет интересны следующие сервисы: