Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б

Время на чтение: 9 минут

Едешь по своей же, проделанной этим же КрАЗом колее, и думаешь: неужели здесь может ехать автомобиль? Может, но только такой. А таких даже в нашей истории было немного.

Сапоги и лапти

Этот КрАЗ из тех отечественных автомобилей, про которых в журналах и книжках времен СССР несколько стыдливо писали: «конструкция восходит к…», а дальше упоминали год, ассоциировавшийся у современных читателей с родителями, частенько даже с прародителями. По сути, это значило, что модель десятилетиями выпускали лишь с мелкими изменениями. С грузовиком КрАЗ‑255Б, правда, было не совсем так.

Его «конструкция восходит» к 1950 году, когда в Ярославле собрали первый прототип полноприводного трехосного ЯАЗ‑214. Он был сделан на основе американских лендлизовских грузовиков Mack, Diamond и Federal. Двухтактный 6‑цилиндровый двигатель ЯАЗ‑206Б мощностью 205 л.с., по сути, скопирован с мотора GMC.

Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б

СИЛА ВОЛИ

Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б

КрАЗ‑255 выпускали с 1962 по 1965 год, с 1965‑го — модернизированный КрАЗ‑255Б. Полноприводный грузовик снаряженной массой 11 900 кг и грузоподъемностью 7500 кг оснащали ярославским дизелем V8, рабочим объемом 14,86 л и мощностью 240 л.с. при 2100 об/мин. До 1993 года изготовили 160 732 бортовых грузовика и шасси.

Материалы по темеМогучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255БГрузовик застойных времен: как сделали передовой МАЗ‑500Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255БЗаслуженный грузовик СССР — ретротест ЗИС-150GMC CCKWГрузовик победителей GMC CCKW: спасибо, Джимми!

Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б

Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б

Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б

ЯАЗ‑214 грузоподъемностью 7000 кг, серийный выпуск которого начали в 1956 году, был рассчитан, в первую очередь, на армейскую службу. В 1959 году производство передали на Украину — в Кременчуг, где поначалу машину выпускали под именем Днепр‑214.

Первую модернизацию Днепр‑214 прошел в 1962‑м, уже получив имя КрАЗ‑255. А с 1965 года выпускали КрАЗ‑255Б — с одним из них я вас и знакомлю. Грузоподъемность выросла до 7500 кг. Но главное — новый дизель ЯМЗ‑238: это V‑образная «восьмерка» рабочим объемом 14,9 л и мощностью 240 л.с.

Читайте также:  Новый 18-тонный грузовик Ford российской сборки

Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б

Машина по-прежнему имела 5-ступенчатую коробку передач и двухступенчатую раздатку. Плюс — регулировка давления в шинах с места водителя от 1 до 3,8 кгс/м². А еще — лебедка под «пузом» и новые шины ВИ‑3. Их специально для этого КрАЗа разработал НИИШП совместно с Воронежским шинным заводом, который такую «обувь» и выпускал. Кстати, именно за широкопрофильные шины 255‑й КрАЗ и получил прозвище «лаптежник». «Лапти», действительно, очень солидные: ширина — 530 см! А минусы? Их перечень очень сильно зависит от подхода к машине и к жизни, если угодно, - от жизненной философии.

ТРИ МЕДВЕДЯ

Помимо бортовых грузовиков и шасси, серийно выпускали седельные тягачи КрАЗ‑255В/255В1, рассчитанные на буксировку полуприцепа полной массой 26 000 кг (по грунту — 18 000 кг). Тягачей собрали 6957. Сделали еще 29 466 лесовозов КрАЗ‑255Л и 255Л1. Некоторые сторонние заводы ставили на полноприводные шасси и самосвальные кузова.

Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б

Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б

Азы КрАЗа

Поднявшись в высоченную кабину, ощущаешь себя… нет, вовсе не властелином. Скорее, наоборот, частицей, деталью некой огромной, исполинской и сложной машины, которой надо соответствовать. И вот от надежности и качества материала этой самой детали — гайки или тяги, которая пробирается сейчас к рулю, зависит успех всего мероприятия — поездки на КрАЗе. Кстати, кабина у него по-прежнему имела деревянный каркас: по технологиям довоенных времен. Как вспоминают многие водители: прибил гвоздиками к полу свежий линолеум и — хорошо!

Конечно, этот исполин не поедет без водителя. Но водитель обязан приспособиться к нраву гиганта, вписаться в эту конструкцию. Иначе поездка кончится ничем, а то и чем-нибудь нехорошим. Почти не заметив, можно раздавить малолитражку или зацепить забор.

Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б

Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б

Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б

Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б

Прогретый двигатель работает ровно, но совсем не тихо. А уж на ходу дизельный «зверь» рычит в полную силу. И в этом есть некая гармония с тяжеленными педалями и иными «недетскими» по усилиям органами управления. Привод сцепления механический, без всяких усилителей, но хитрый по кинематике, поэтому педаль даже легче, чем ожидаешь. Куда сложнее привыкнуть к педали газа. По-хорошему, нужен сапог или валенок с галошей (помните, что это такое?). Нога в гражданской обуви начинает болеть, а на неровностях постоянно норовит соскочить на пол. Порожний КрАЗ на бездорожье отчаянно трясет. А зафиксировать ногу, уперев ее во что-нибудь, не получается. Ведь не во что.

Читайте также:  Renault Arkana после 32 000 км: сюрприз в плафоне

Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б

Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б

Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б

Рычаг коробки передач (из этой «палочки» можно сделать стабилизатор поперечной устойчивости для малолитражки) словно издевается над неопытным шофером и никак не желает попадать туда, куда нужно попасть. Лучше всего на любых режимах почему-то включается «пятая». Но при всей тяговитости мотора и некой снисходительности машины к водителю, одной «пятой», ясное дело, маловато.

Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б

Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б

Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б

Усилитель руля, по утверждению владельца машины, исправен. Однако верится с трудом, поскольку руление требует серьезной армейской физподготовки. А уж радиус разворота! Фотограф попросил развернуться — я выполняю. В зеркалах он уже превратился в точку, а мы с КрАЗом, словно океанский лайнер, еще пишем гигантский круг. Только не по воде, а по заросшему бурьяном полю. Зато нам абсолютно все равно, где на этом поле бугры, где ложбины. Трудно придумать место, где бы мы не смогли проехать! И в этом смысле у КрАЗа мало конкурентов. Главное — не забывать старую истину: чем выше проходимость, тем дальше идти за трактором. А этому зверю и не каждый трактор поможет.

На шоссе более-менее комфортная скорость — километров 40–50 в час. Быстрее не хочется. Ни мне, ни ему.

КРАЗОЭКСПОРТ

Полноприводные автомобили КрАЗ‑255 разных модификаций экспортировали, в основном, для военных нужд в Индию, Вьетнам, Египет и иные страны. Там эти машины служат до сих пор. Немало КрАЗ‑255Б остались в Германии в наследство от Группы советских войск. Любители поддерживают машины в рабочем состоянии, тюнингуют и охотно показывают на выставках и шоу олдтаймеров.

Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б

Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б

Миру КрАЗ

Это автомобиль, с которым мы понемногу и не без труда адаптируемся друг к другу, 1972 года выпуска. Время то было мирное и даже относительно спокойное. Страна готовилась отметить 50‑летие образования СССР. В тот же год в Союз впервые в истории прилетел президент США, и по всему миру разошлись фото и кадры широко улыбающихся друг другу Ричарда Никсона и генсека ­Леонида Брежнева.

Страна жила мирно, но ракеты, танки и прочая техника исправно и в больших количествах поступали в войска. Вот и КрАЗ‑255Б был, в первую очередь, армейским автомобилем. На его шасси монтировали самое разное оборудование: от спасательно-эвакуационного — до понтонных мостов. Украинские полноприводные исполины работали и на стройках Западной Сибири, а модификация КрАЗ‑255Л стала главным и самым могучим лесовозом страны.

Читайте также:  Сталлоне продает внедорожный лимузин. Пробег — 1609 км

КрАЗ‑255, встав на конвейер в год сорокалетия СССР — в 1962‑м, благополучно достоял в производстве до своего 80‑летия. Которого, правда, не случилось, поскольку СССР уже не было. КрАЗ‑255 пережил Союз на целый год.

Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б

Философия этого грузовика космически далека от современных представлений об автомобиле, даже грузовом, даже полноприводном и даже армейском. Водитель здесь — не совсем водитель. Этой машине надо соответствовать по физическим, да и по духовным параметрам, с ней надо сжиться, стать частью этого огромного сложного и сурового механизма. Даже если очень захотеть, получится не сразу. Однако если все-таки удастся, можно и впрямь почувствовать за собой некое могущество. Ощущение вполне сравнимое с тем, что испытывали советские граждане, перекрывавшие могучие сибирские реки и строящие от гигантских ГЭС линии электропередач через ­глухую тайгу.

Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б

Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б

Он суров и груб, образованием и хорошими манерами не замучен. Но трудно требовать деликатности от того, чье предназначение — месить болотную хлябь кирзовыми сапогами или топтать полуметровые сугробы валенками с уверенностью ­в скорой победе. Чтобы по-настоящему соответствовать этому КрАЗу, короткой и бесцельной поездки недостаточно. А настоящая и созидательная работа для него осталась где-то там — во временах больших побед и пышных празднований очередных ­юбилеев.

Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б

Редакция благодарит Евгения Гайна за предоставленный автомобиль.

  • Полная история КАМАЗа — тут.
  • Рекомендуем вам проверить наличие и сроки годности основных средств защиты: аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки.

Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б

Едешь по своей же, проделанной этим же КрАЗом колее, и думаешь: неужели здесь может ехать автомобиль? Может, но только такой. А таких даже в нашей истории было немного.

Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б — фото 1218034Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б — фото 1218035Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б — фото 1218032Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б — фото 1218033Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б — фото 1218038Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б — фото 1218039Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б — фото 1218036Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б — фото 1218037Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б — фото 1218042Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б — фото 1218043Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б — фото 1218040Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б — фото 1218041Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б — фото 1218044Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б — фото 1218022Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б — фото 1218023Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б — фото 1218021Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б — фото 1218027Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б — фото 1218024Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б — фото 1218025Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б — фото 1218030Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б — фото 1218031Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б — фото 1218028Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б — фото 1218029Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б

Едешь по своей же, проделанной этим же КрАЗом колее, и думаешь: неужели здесь может ехать автомобиль? Может, но только такой. А таких даже в нашей истории было немного.

Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б — фото 1218025Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б — фото 1218044Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б — фото 1218027Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б — фото 1218039Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б — фото 1218040Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б — фото 1218038Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б — фото 1218021Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б — фото 1218022Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б — фото 1218030Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б — фото 1218031Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б — фото 1218033Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б — фото 1218028Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б — фото 1218032Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б — фото 1218036Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б — фото 1218037Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б — фото 1218029Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б — фото 1218034Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б — фото 1218035Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б — фото 1218023Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б — фото 1218024Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б — фото 1218042Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б — фото 1218041Могучий и великий: ретротест полноприводного КрАЗ‑255Б — фото 1218043

Источник

Оставьте комментарий

Adblock
detector