Забытая техника СССР: глыбовоз

«Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей». Так вот, без таких самосвалов Енисей бы не перекрыли, и песня Визбора звучала бы иначе.

При строительстве плотин ГЭС необходимо было оперативно перекрывать русла солидных рек — от Волги до Ангары. Щебень или песок не годились: мощное течение мгновенно уносило подобную «пыль». Поэтому использовали огромные глыбы — от промышленных железобетонных до натуральных скальных.

Масса каждой глыбы составляла до 10 тонн. Стандартные грузовики для перевозки таких камешков не годились: огромная махина неправильной формы ерзала по кузову, быстро приводя его в негодность. Так появились «глыбовозы». Например, в 1955 году силами сотрудников треста «Куйбышев­гидрострой» стандартные кузова грузовиков ЯАЗ‑210Е заменяли на плоские площадки с продольными направляющими.

Получались свое­образные рельсы, по которым глыбы могли скользить ­под уклон вниз, срываясь в воду вдали от кромки наплавного моста, не повреждая ни его, ни машину.

Забытая техника СССР: глыбовоз

Необычные факты из истории техники Михаил Колодочкин коллекционирует много лет. Вот, например, вы знали, что некоторые ЗИЛы превосходили проходимостью гусеничный трактор?

Есть вопросы? Задавайте! kolodochkin@zr.ru

  • Иностранные грузовики, которые помогали строить СССР, — тут.
  • Уложив автоодеяло под капот, получите и быстрый прогрев, и сохранение тепла, и уменьшение расхода топлива.

Фото: из архива автора

Источник

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий