«Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей». Так вот, без таких самосвалов Енисей бы не перекрыли, и песня Визбора звучала бы иначе.
При строительстве плотин ГЭС необходимо было оперативно перекрывать русла солидных рек — от Волги до Ангары. Щебень или песок не годились: мощное течение мгновенно уносило подобную «пыль». Поэтому использовали огромные глыбы — от промышленных железобетонных до натуральных скальных.
Масса каждой глыбы составляла до 10 тонн. Стандартные грузовики для перевозки таких камешков не годились: огромная махина неправильной формы ерзала по кузову, быстро приводя его в негодность. Так появились «глыбовозы». Например, в 1955 году силами сотрудников треста «Куйбышевгидрострой» стандартные кузова грузовиков ЯАЗ‑210Е заменяли на плоские площадки с продольными направляющими.
Получались своеобразные рельсы, по которым глыбы могли скользить под уклон вниз, срываясь в воду вдали от кромки наплавного моста, не повреждая ни его, ни машину.
Необычные факты из истории техники Михаил Колодочкин коллекционирует много лет. Вот, например, вы знали, что некоторые ЗИЛы превосходили проходимостью гусеничный трактор?
Есть вопросы? Задавайте! kolodochkin@zr.ru
- Иностранные грузовики, которые помогали строить СССР, — тут.
- Уложив автоодеяло под капот, получите и быстрый прогрев, и сохранение тепла, и уменьшение расхода топлива.
Фото: из архива автора
Возможно вам будет интересны следующие сервисы: