«Боевые Фиаты» на службе у Муссолини: уникальная итальянская автотехника Второй мировой

В начале 1930-х итальянское военное ведомство приняло программу унификации своей военной автотехники. И уже через несколько лет Италия первой в Европе начала активную милитаризацию страны, привлекая изготовителей заказами на уникальные автомобили-тягачи оригинальных конструкций, которые испытывались в ходе локальных войн и во время Второй мировой.

 

Большинство военной автотехники итальянские фирмы разрабатывали и выпускали самостоятельно, используя официально приобретенные лицензии на сложные агрегаты. Их главными достижениями мирового уровня считались специальные тягачи со всеми ведущими и управляемыми колёсами с бортовым приводом каждого из них. Все машины имели правостороннее управление и были приспособлены для работы на бездорожье Восточного фронта, в горах Испании и пустынях Африки. Так в Италии было создано самобытное поколение оригинальных армейских автомобилей, не похожих на все другие, правда, надёжность и качество этой слишком сложной и тяжёлой техники оставляли желать лучшего.

Дополнительно к маркировке военизированных легковушек М и С для армейской автотехники применялась расширенная цифровая индексация: N – дизельный двигатель, B – бензиновый, U – унифицированный, L – лёгкий, Р – тяжёлый и т. д.

«Боевые Фиаты» на службе у Муссолини: уникальная итальянская автотехника Второй мировойОригинальный и редкий для армии заднеприводный тягач SPA CL39 с высокобортным кузовом

SPA СL39/CLF39 (1939-1943 гг.)

Эта малоизвестная аббревиатура расшифровывалась как «Пьемонтское автомобильное общество Ансальди-Чейрано» (Societa Piemontese Automobili Ansaldi-Cеirano, SPA), которое в 20-е годы выкупил концерн FIAT, превратив в свой военный филиал.

«Боевые Фиаты» на службе у Муссолини: уникальная итальянская автотехника Второй мировойТягач SPA CL39 c деревянным кузовом и прицепом на службе Вермахта

Особое место среди компактных военных машин в программе SPA занимали оригинальные однотонные тягачи CL39 (4´2) с коротким капотом и открытой двухместной кабиной, служившие для сопровождения конницы, службы в горнострелковых частях и полевых госпиталях. Специальный «пехотный тягач» CLF39 применялся для буксировки полевых орудий массой до 800 килограммов.

«Боевые Фиаты» на службе у Муссолини: уникальная итальянская автотехника Второй мировойСпециальный тягач CLF39 с высоким кузовом для перевозки боевых расчётов буксируемых пушек и амуниции

«Боевые Фиаты» на службе у Муссолини: уникальная итальянская автотехника Второй мировойАвтомобиль-фургон SPA CL39 с полевой душевой установкой, заменявшей обычную баню

На машинах обоих типов устанавливали 24-сильный бензиновый мотор, пятиступенчатую коробку передач, неразрезные мосты на рессорной подвеске, гидропривод барабанных тормозов и все односкатные колёса. На них также же монтировали дорожные литые и пневматические шины, «колониальные» широкопрофильные и пуленепробиваемые.

SPA TL37/AS37 (1936-1948 гг.)

С середины 30-х первым в категории полноприводной военной автотехники с бортовым приводом всех ведущих и управляемых односкатных колёс стал лёгкий артиллерийский тягач TL37 (4´4), выпускавшийся в капотном и пробном полукапотном исполнениях для буксировки пушек калибра до 100 мм.

«Боевые Фиаты» на службе у Муссолини: уникальная итальянская автотехника Второй мировойТягач SPA TL37 со всеми ведущими и управляемыми колёсами развивал максимальную скорость 38 км/ч«Боевые Фиаты» на службе у Муссолини: уникальная итальянская автотехника Второй мировойРедкий опытный полукапотный вариант артиллерийского тягача SPA TL37. 1937 год

В моторном отсеке этих машин помещались 57-сильный бензиновый движок и пятиступенчатая коробка передач с межосевым самоблокирующимся дифференциалом, передававшая крутящий момент на центральный конический редуктор, расположенный под полом салона, от которого он поступал на конические шестерни четырёх карданных валов всех колёс.

«Боевые Фиаты» на службе у Муссолини: уникальная итальянская автотехника Второй мировойПриёмочная комиссия на испытаниях полноприводного тягача TL37 с прицепом. 1936 год«Боевые Фиаты» на службе у Муссолини: уникальная итальянская автотехника Второй мировойИтальянские военные на автомобиле TL37 в начале русской кампании на территории Украины. 1942 год

Тягачи получили открытый металлический шестиместный кузов с двумя рядами сидений с отсеками для амуниции и лебёдку заднего расположения. Передние колёса имели пружинную подвеску с гидроамортизаторами, задние монтировались на продольных рессорах, механический привод тормозов снабжался усилителем.

В 1938-м для итальянских войск в Африке на шасси TL37 был создан «сахарский» автомобиль-тягач AS37 Sahariano с упрощенным низким деревянным кузовом с двумя продольными скамьями и средней откидной частью заднего борта, в котором можно было устанавливать довольно мощное крупнокалиберное вооружение.

«Боевые Фиаты» на службе у Муссолини: уникальная итальянская автотехника Второй мировойСпециальное шасси SPA AS37 для северной Африки с деревянным восьмиместным кузовом. 1938 год«Боевые Фиаты» на службе у Муссолини: уникальная итальянская автотехника Второй мировойПустынный боевой автомобиль SPA AS37 Sahariano с полным набором вооружения и питьевой воды

SPA TM40 (1940-1948 гг.)

Конструктивным развитием модели TL37 стал средний бескапотный тягач ТМ40 (4´4), рассчитанный на работу с орудиями калибра 150 мм и массой до шести тонн. На нём также применялась бортовая система привода всех колёс на независимой подвеске с гидроамортизаторами двойного действия и шинами размером 24 или 32 дюйма.

«Боевые Фиаты» на службе у Муссолини: уникальная итальянская автотехника Второй мировой«Боевые Фиаты» на службе у Муссолини: уникальная итальянская автотехника Второй мировой

Тягачи SPA ТМ40 со всеми ведущими и управляемыми колёсами и кузовом с тремя рядами сидений

95-сильный дизель размещался между передними сиденьями, за которыми находился открытый отсек для шести членов расчёта буксируемого орудия, располагавшихся на одном заднем и двух индивидуальных сиденьях, обращённых спинками против движения.

«Боевые Фиаты» на службе у Муссолини: уникальная итальянская автотехника Второй мировойТягач SPA TM40 во время военных действий буксирует двухосную 90-мм гаубицу

Несмотря на бомбардировки союзнической авиации в ноябре 1942-го и в 1943-1944 годах, завод SPA продолжал работать, поставляя свои машины в Германию для монтажа деревянных эрзац-кабин.

Breda 32/33 (1932-1940 гг.)

Первой автомобильной продукцией военно-промышленной компании «Бреда» был тяжёлый короткобазный артиллерийский тягач Breda 32 (4´4) с колесной базой 2,65 метров для буксировки орудий калибром до 150 мм. Он получил угловатую кабину и короткую платформу для балласта и сцепных устройств, передние одиночные управляемые 32-дюймовые колёса и задние двухскатные.

«Боевые Фиаты» на службе у Муссолини: уникальная итальянская автотехника Второй мировойТяжёлый артиллерийский тягач Breda 32 с бортовой системой привода всех четырёх колёс

Главной особенностью машины являлась сложная и тяжёлая бортовая конструкция индивидуального привода каждого колеса. При переднем расположении 84-сильного бензинового мотора коробка передач с межосевым дифференциалом была отнесена к задним колёсам и передавала крутящий момент на центральный конический редуктор, откуда карданные валы диагонального расположения передавали его на редукторы каждого колеса.

«Боевые Фиаты» на службе у Муссолини: уникальная итальянская автотехника Второй мировойКороткобазный тягач Breda 32 с двухосной гаубицей калибра 149 мм. 1932 год

Другими особенностями машины являлись передняя независимая подвеска и задняя на поперечной рессоре, лебёдка-кабестан, укрепленная под кузовом, и одна барабанная 7,5-тонная, расположенная сбоку под кабиной. На специальном шасси была собрана партия грузовых машин Breda 33.

«Боевые Фиаты» на службе у Муссолини: уникальная итальянская автотехника Второй мировойЧетырёхтонный тягач Breda 33 с удлинённой до 3,8 метра колёсной базой. 1933-1934 гг.

Breda 40/41 (1941-1944 гг.)

Развитием модели Breda 32 стал удлиненный 115-сильный дизельный вариант Breda 40 (4´4) для буксировки орудий массой до 15 тонн. Он разрушил устоявшийся примитивистский внешний облик машин этой марки, получивших обтекаемые кабину и капот, полукруглые крылья и пневматические шины низкого давления.

«Боевые Фиаты» на службе у Муссолини: уникальная итальянская автотехника Второй мировойОбновлённый дизельный артиллерийский тягач Breda 40 в Военно-историческом музее военной автотехники

Параллельно выпускался вариант Breda 41 (4´4) с изменённой передней облицовкой и передним съёмным механическим пятитонным краном-балкой, послуживший основой ремонтно-эвакуационных машин и тяжёлых тягачей.

«Боевые Фиаты» на службе у Муссолини: уникальная итальянская автотехника Второй мировойСпециальный вариант Breda 41 с металлическим кузовом и встроенными в передний бампер фарами«Боевые Фиаты» на службе у Муссолини: уникальная итальянская автотехника Второй мировойРемонтно-эвакуационная машина на шасси Breda 41 с разборным краном, весившая свыше 11 тонн

SPA Dovunque 33/35 (1933-1948 гг.)

В отличие от других стран в вооруженных силах Италии состоял только один специальный многоцелевой армейский грузовик SPA Dovunque (6´4) с узнаваемой поджарой тупоносой внешностью и чуть выдвинутыми вперед передними управляемыми колёсами.

Разработки этой машины начались с создания и испытаний первого двухтонного образца Dovunque 33 без лебёдки, оборудованного бензиновым 46-сильным двигателем, четырёхступенчатой коробкой передач с демультипликатором и гидравлическим тормозным приводом.

«Боевые Фиаты» на службе у Муссолини: уникальная итальянская автотехника Второй мировойПрототип трёхосного грузовика SPA Dovunque 33 с задними двухскатными колёсами. 1933 год

В последующие годы серийно выпускался известный 2,5-тонный вариант Dovunque 35 («Вездеход») с моноблочным бензиновым силовым агрегатом в 57 л.с., сухим двухдисковым сцеплением, вакуумным усилителем привода тормозов и трёхтонной лебёдкой. Его главными визуальными элементами являлись открытая кабина с мягким верхом и откидными лобовыми стёклами, характерным высоким капотом и трубчатым ограждением радиатора. Две боковые низко расположенные и свободно вращавшиеся «запаски» служили для преодоления высоких препятствий.

«Боевые Фиаты» на службе у Муссолини: уникальная итальянская автотехника Второй мировойИзвестный итальянский военный грузовик SPA Dovunque 35 с хорошо узнаваемой внешностью. 1935 год«Боевые Фиаты» на службе у Муссолини: уникальная итальянская автотехника Второй мировойДоработанный «колониальный» вариант SPA Dovunque 35 для вооружённых сил Италии в Северной Африке

Автомобили применялись для буксировки пушек среднего калибра и установки вооружения, в том числе зенитных пушек. На них монтировали специальные кузова-фургоны фирмы Viberti, в том числе цельнометаллические с интегрированной кабиной, а также упрощённые открытые бронекорпуса и опытные башенные системы от бронеавтомобилей.

В общей сложности их собрали около тысячи экземпляров.

«Боевые Фиаты» на службе у Муссолини: уникальная итальянская автотехника Второй мировойПолевая радиостанция на экранированном шасси Dovunque 35 со встроенной кабиной«Боевые Фиаты» на службе у Муссолини: уникальная итальянская автотехника Второй мировойЗенитная установка калибра 20 мм на открытом грузовике SPA Dovunque 35 в Северной Африке

SPA Dovunque 41 (1943-1948 гг.)

На завершающем этапе войны фирма SPA выпускала тактический автомобиль-тягач Dovunque 41 (6´6) классической компоновки с мощностью дизеля 110 л.с. Он снабжался открытой или полностью закрытой цельнометаллической кабиной, металлической бортовой платформой для перевозки 5-6 тонн грузов и грузопассажирским кузовом на 12 мест с задним отсеком для амуниции.

«Боевые Фиаты» на службе у Муссолини: уникальная итальянская автотехника Второй мировойПередовой армейский грузовик SPA Dovunque 41 с открытой кабиной и грузопассажирским отсеком«Боевые Фиаты» на службе у Муссолини: уникальная итальянская автотехника Второй мировойШасси Dovunque 41 с цельнометаллической кабиной и ремонтно-эвакуационным оснащением в Музее военной автотехники

На этой машине использовали коробку передач с двухступенчатым редуктором, блокируемыми межколёсными дифференциалами и гидропневматическую тормозную систему. Все колёса были односкатными 24-дюймовыми, по бокам кузова крепились вращавшиеся поддерживающие «запаски».

Breda 51/53 (1941-1944 гг.)

В ходе Второй мировой войны компания «Бреда» занималась созданием 115-сильных автомобилей-шасси Breda (6´4) с открытой кабиной, задними двускатными колёсами, гидравлическими опорами и поворотным столом для монтажа 90-мм артиллерийских установок Ansaldo, главный удар которых был направлен на Восточный фронт.

Первые образцы Breda 51, оснащённые задними неразрезными мостами, четырехступенчатой коробкой передач и передней независимой подвеской, остались в опытных образцах.

«Боевые Фиаты» на службе у Муссолини: уникальная итальянская автотехника Второй мировойПервый неудачный вариант автомобиля Breda 51 с пушкой калибра 90 мм. 1941-1942 гг.

За ним появился носитель тяжелого вооружения Breda 52 с закрытой или открытой цельнометаллической кабиной, усиленной рамой и пятиступенчатой коробкой передач, собранный в количестве до 120 единиц.

«Боевые Фиаты» на службе у Муссолини: уникальная итальянская автотехника Второй мировойБескапотное шасси Breda 52 классической конструкции с 8,5-литровым дизельным двигателем. 1942-1943 гг.«Боевые Фиаты» на службе у Муссолини: уникальная итальянская автотехника Второй мировойОпытный образец шасси Breda 52 с передними двускатными колёсами и съёмными задними гусеницами. 1943 год

Следующий 130-сильный вариант Breda 53 был собран для замены аналогичных систем на двухосных шасси Lancia 3RO и в 1943-1944 годах использовался в Вермахте. Все трёхоски «Бреда» оказались маломощными, громоздкими и неспособными оперативно перемещаться как в горной местности, так и на городских улицах.

На заглавной фотографии – оригинальный артиллерийский тягач SPA ТМ40 с бортовым приводом всех ведущих и управляемых колёс.

Источник

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...