C какой трансмиссией не нужен ручник? Эксклюзивный тест

Что будет, если поставить автомобиль под уклон и забыть перевести селектор в парковочный режим? Тест-группа «За рулем» проделала такой эксперимент с пятью трансмиссиями разных типов: вариатором, роботом, автоматом, преселективом PowerShift и механикой.

Конец апреля. Мелкий кусачий дождь. Настроение — прескверное. Я только прилетел из командировки и тороплюсь домой, чтобы побыстрее засесть за материал в уходящий номер «За рулем». Как назло, редакционный Nissan Almera оголодал: топлива в баке до дома не хватит. Толкаясь по пробкам в переулках где-то в районе Сущевского Вала, я даже предусмотрительно вытащил из сумки бумажник, чтобы отыграть хоть какое-то время. А еще пару минут спустя припарковался у колонки, заглушил машину, заблокировал двери и рванул в кассу.

Меня окликнул заправщик. Сначала я подумал, что он просит открыть бензобак, поскольку заливная горловина Алмеры запирается на ключ. Но по интонации и жестикуляции быстро понял: дело плохо. Almera катилась задним ходом обратно в переулок и собиралась выбить страйк из Инсигнии и «икс-пятого». Время в моем сознании замедлилось в несколько раз…

C какой трансмиссией не нужен ручник? Эксклюзивный тест

Всё разрешилось благополучно — насколько этот эпитет уместен в данной ситуации. Поскольку я заезжал на заправку со слегка повернутыми колесами, Almera не врезалась в поток перпендикулярно, ­а съехала в переулок по «накатанной траектории» и легонько ткнулась в фургон Hyundai Porter. Причина «побега» банальна: в спешке я забыл перевести селектор автомата в парковочный режим. А ручником — как и многие из нас — на «автоматической» машине я не пользуюсь.

Кто виноват?

Разумеется, я сам. Но что сделал производитель, чтобы минимизировать влияние человеческого фактора? Ни-че-го. Вообще.

Almera позволила вынуть ключ из замка зажигания, не предупредила зуммером о том, что селектор автомата остался в «опасном» положении, и позволила случиться тому, что случилось. Хорошо, на пути неуправляемой Алмеры не оказалось людей. Кстати, при схожих обстоятельствах под колесами собственной машины погиб голливудский актер Антон Ельчин.

C какой трансмиссией не нужен ручник? Эксклюзивный тест

Произошедшее стало для меня хорошим уроком, но производителей такие «мелочи», к сожалению, не бодрят. Между тем по российским дорогам ездит около пары милли­онов автомобилей на платформе B0 — Almera, Logan, Duster, Kaptur и Sandero. Даже если допустить, что автоматом оснащен лишь каждый десятый, получится двести тысяч потенциальных «беспилотников», ждущих момента, когда их водитель потеряет ­бдительность.

Разумеется, я ни в коем случае не хотел назначать главным и единственным злодеем концерн Renault-Nissan (Антон Ельчин, например, водил Jeep Grand Cherokee). А потому заручился поддержкой Стаса Панина, друга и коллеги из «За рулем», - и вместе мы провели эксперимент: поставили под уклон пять автомобилей с трансмиссиями пяти разных типов, притворившись, будто забыли селектор в «драйве».

Гидропроект

Автомобили с гидромеханикой могут (и обязательно это делают) катиться по своим делам с селектором коробки в любом положении, кроме «паркинга». Это не хорошо и не плохо — это физика. Но мы решили в очередной раз подкрепить теорию практикой, взяв для эксперимента редакционный Kia Rio X-Line.

Роль сцепления в классическом автомате играет гидротрансформатор, который не связывает мотор и коробку механически. На заглушенном двигателе — в отсутствие давления масла в гидросистеме коробки — он представляет собой разомкнутое сцепление. Да и сам автомат фактически переходит в «нейтраль», даже если глушишь мотор при селекторе в «драйве» или «реверсе». Ведь включение тех или иных передач осуществляется смыканием пакетов фрикционов за счет давления масла, которого в данном случае нет.

C какой трансмиссией не нужен ручник? Эксклюзивный тест

Именно так всё и происходит с нашим Rio. Но если сам факт «катания» не удивляет, то отсутствие блокировки ключа вызывает недоумение на грани негодования. Больше того, здесь нет и зуммера. А ведь Rio, в отличие от архаичной Алмеры, современный и самый популярный в стране автомобиль. Аналогичным образом ведут себя Solaris и Creta, комплектующие для которых берут с той же полки. Ни о чем не предупреждают Датсуны и Лады с четырехступенчатым Jatco. Чувствуете? Опасность поджидает на каждом углу.

Ситуация с вариатором очень похожая, ведь в качестве сцепления здесь также выступает гидротрансформатор, а включением переднего или заднего хода заведует планетарный редуктор с такими же пакетами фрикционов. В искусственном нейтральном положении «вариаторная часть» (шкивы) проворачивается без большого усилия, отправляя автомобиль, заглушенный в «драйве» или «реверсе», в свободный полет. Благо, в подопытном Икс-Трейле восьми лет от роду есть и блокировка шайбы-заглушки, играющей роль ключа, и предупреждающий зуммер. Тем не менее расслабляться владельцам машин с вариатором однозначно не стоит.

C какой трансмиссией не нужен ручник? Эксклюзивный тест

Не роботает

Честь роботизированных коробок сегодня отстаивают Лада Веста с однодисковым роботом AMT и Ford Focus с преселективом PowerShift. Начинаем с Весты — ситуация с ней интереснее.

Однодисковые роботы ведут себя почти как обыкновенные механические коробки. Разница лишь в том, что работой сцепления и переключением передач управляет электроника. На таких роботах сцепление по умолчанию сомкнуто. Этот статус сохраняется и при неработающем двигателе. А вот подключение передачи переднего или заднего хода зависит от того, в каком положении селектора было выключено зажигание. Если это произошло на «драйве» или «реверсе» (в Весте это режимы А и R), то физически останется включенной первая или задняя передача. Но если заглушить машину в «нейтрали» и перевести селектор в A или R после того, как выключишь зажигание, она непременно укатится. Положения Р у селектора однодисковых роботов нет.

C какой трансмиссией не нужен ручник? Эксклюзивный тест

Применительно к Весте теория вновь подтверждается практикой. А поскольку зуммера или блокировки ключа по описанным выше причинам здесь нет, остается надеяться только на собственную внимательность. От греха подальше, я не брезговал бы и ручником. Хотя бы в теплое время года.

С преселективами всё неожиданно проще. Здесь сцепления по умолчанию разомкнуты, и когда мотор не работает — тоже. Соответственно, совершенно не важно, в каком положении селектора глушишь двигатель. Если не поставишь коробку в «паркинг», автомобиль покатится даже на небольшом уклоне. Так работают роботы PowerShift и DSG. 

Тестовый Focus с кнопочным пуском двигателя спокойно глушится в «драйве» и «реверсе», но информирует водителя звуковым сигналом. А вот редакционный Golf седьмого поколения с обычным ключом просто не позволяет вынуть его из замка зажигания при «неправильном» положении селектора. Именно этого мы и ждем от всех без исключения автомобилей с ключевым пуском.

C какой трансмиссией не нужен ручник? Эксклюзивный тест

C какой трансмиссией не нужен ручник? Эксклюзивный тест

C какой трансмиссией не нужен ручник? Эксклюзивный тест

И палка раз в год стреляет

Вас наверняка мучает вопрос: ради чего они притащили на склон автомобиль с механической коробкой передач? Отвечаем. Здесь всем заведует сам водитель, помощи ждать не от кого. Подвоха — вроде бы тоже. Обычное сцепление обес­печивает механическую связь между двигателем и коробкой, и, пока соответствующая педаль не нажата, а рычаг коробки где угодно, кроме «нейтрали», нужно приложить определенное усилие, чтобы провернуть двигатель.

C какой трансмиссией не нужен ручник? Эксклюзивный тест

Нюанс в том, что чем выше выбранная передача, тем меньшее сопротивление нужно преодолеть. И если на первой или задней передачах машина останется неподвижной даже на крутом уклоне, то на пятой или шестой может укатиться даже с безобидной горки. Volkswagen Caddy сопротивлялся тарированному уклону вплоть до четвертой передачи, но на пятой покатился. Да — медленно, да — проворачивая коленвал рывками. Но разве нам от этого легче? Если прежде вы не обращали внимания, на какую передачу ставите автомобиль, самое время задуматься и выработать привычку ставить на первую или заднюю. И ведь наш Caddy — дизельный! Бензиновый (с меньшей степенью сжатия) укатился бы еще раньше.

Мы прошерстили не один автомобильный форум, но не нашли обитаемых тем про «сбегающие» автомобили. Как ни странно, никто не паникует и не бьет в барабаны! Хотя случаи, подобные моему, были и есть: недавно под моими окнами укатился с парковки «автоматический» Duster, забытый в «драйве». Ему повезло — проехал всего полтора метра и мирно уперся в бордюр. Это лишь подтверждает, что все мы люди и время от времени совершаем ошибки. Может, молчим об этом потому, что не хочется выглядеть этаким «чайником» в глазах интернет-сообщества и друзей?

Как видите, от типа трансмиссии зависит не так уж много. Если отвлечешься, даже «механическую» машину, оставленную на вершине горы, рискуешь найти у ее подножия. Впрочем, мы упираем всё же на «две педали». И настаиваем, чтобы производители не экономили на таких мелочах, как зуммер и блокировка ключа. Если не получится договориться, почему бы не сделать это обязательным условием для сертификации?

C какой трансмиссией не нужен ручник? Эксклюзивный тест

Что будет, если поставить автомобиль под уклон и забыть перевести селектор в парковочный режим? Тест-группа «За рулем» проделала такой эксперимент с пятью трансмиссиями разных типов: вариатором, роботом, автоматом, преселективом PowerShift и механикой.

C какой трансмиссией не нужен ручник? Эксклюзивный тест — фото 887802C какой трансмиссией не нужен ручник? Эксклюзивный тест — фото 887811C какой трансмиссией не нужен ручник? Эксклюзивный тест — фото 887812C какой трансмиссией не нужен ручник? Эксклюзивный тест — фото 887801C какой трансмиссией не нужен ручник? Эксклюзивный тест — фото 887805C какой трансмиссией не нужен ручник? Эксклюзивный тест — фото 887803C какой трансмиссией не нужен ручник? Эксклюзивный тест — фото 887816C какой трансмиссией не нужен ручник? Эксклюзивный тест — фото 887817C какой трансмиссией не нужен ручник? Эксклюзивный тест — фото 887815C какой трансмиссией не нужен ручник? Эксклюзивный тест — фото 887809C какой трансмиссией не нужен ручник? Эксклюзивный тест — фото 887810C какой трансмиссией не нужен ручник? Эксклюзивный тест

Что будет, если поставить автомобиль под уклон и забыть перевести селектор в парковочный режим? Тест-группа «За рулем» проделала такой эксперимент с пятью трансмиссиями разных типов: вариатором, роботом, автоматом, преселективом PowerShift и механикой.

C какой трансмиссией не нужен ручник? Эксклюзивный тест — фото 887812C какой трансмиссией не нужен ручник? Эксклюзивный тест — фото 887811C какой трансмиссией не нужен ручник? Эксклюзивный тест — фото 887801C какой трансмиссией не нужен ручник? Эксклюзивный тест — фото 887815C какой трансмиссией не нужен ручник? Эксклюзивный тест — фото 887817C какой трансмиссией не нужен ручник? Эксклюзивный тест — фото 887809C какой трансмиссией не нужен ручник? Эксклюзивный тест — фото 887803C какой трансмиссией не нужен ручник? Эксклюзивный тест — фото 887810C какой трансмиссией не нужен ручник? Эксклюзивный тест — фото 887816C какой трансмиссией не нужен ручник? Эксклюзивный тест — фото 887802C какой трансмиссией не нужен ручник? Эксклюзивный тест — фото 887805

Источник

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий