Минпромторг объявил новый сбор заявок на субсидирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по современным технологиям в рамках реализации инновационных проектов. В список отраслей включили и автомобильную промышленность. Приоритетными названы пять направлений, на которые в сумме государство готово выделить 679,5 млн рублей.
Формально в конкурсе на гранты может принять участие любое российское юридическое лицо, не имеющее задолженностей, не получающее аналогичных субсидий и не находящееся в процессе реорганизации. Еще нужно доказать наличие технологического и испытательного оборудования балансовой стоимостью не менее 75 млн рублей.
Но узость субсидируемых тем сильно ограничивает круг потенциальных соискателей. Существует расхожее мнение, что темы в таких документах прописываются под конкретных исполнителей, то есть якобы заранее известны победители. Мы не можем этого утверждать, но количество потенциальных номинантов (с учетом требований, к ним предъявляемых) действительно колеблется вокруг одного-трех по каждому из направлений. Мы попытались выяснить, кто станет получателем государственных денег. Фактически это футурологическая заявка: 9 августа, в день публикации результатов, проверим наши версии.
Итак.
Первая тема, НИОКР по которой будет профинансирован государством в размере 11,2 млн рублей, формулируется так: технология производства автомобильной электроакустической аппаратуры по полному циклу. То есть, проще говоря, это динамики. Технология производства которых настолько отработана, что трудно предположить, какой тут может быть НИОКР. Впрочем, сейчас в мире активно разрабатываются новые типы акустических излучателей; самая перспективная тема — динамики в виде декоративных панелей салона, когда сама обшивка излучает звук. Но это передний край прогресса, и весьма маловероятно, что в России кто-то занимается такой технологией. У нас и обычных-то автомобильных динамиков не производят. Если не считать, конечно, китайскую акустику под русскими брендами, выдаваемую за продукцию местной сборки.
Реально производит акустику фирма «Русаудио» (в прошлом — Рязанский радиозавод, РРЗ), она же несколько лет подряд планирует выйти на рынок автомобильных акустических систем — то самостоятельно, то в партнерстве с «АвтоАудиоЦентром». Напрямую связаться с представителями «Русаудио» у нас не получилось, но обилие косвенных подтверждений выглядит достаточным для утверждения: именно эта фирма получит деньги от Минпромторга.
Вторая тема — самая финансовоемкая, под нее отведено 394,3 млн рублей. Формулировка такова: технология создания энергоустановок электрических транспортных средств для пассажирских перевозок, основанная на водородных топливных элементах с протонообменной мембраной. Научными исследованиями по водороду в России занимается пара вузов (НИИ), некоторый опыт есть у фирмы «ЭТТ». Но реально промышленную технологию способна разработать только «ИнЭнерджи». Недавно, кстати, было заявлено, что именно установками «ИнЭнерджи» оборудуют первые водоробусы КАМАЗа. По нашим сведениям, ни «ИнЭнерджи», ни КАМАЗ подавать заявку на субсидию не планируют. Удивительно, но на рынок автомобильного водорода выходит новый игрок, ранее неизвестный (эта фирма занимается фильтрами для воды). Их подход проще и прямолинейнее, чем у «ИнЭнерджи»: локализовать в России сборку топливных ячеек из иностранных компонентов.
Перспективность третьей темы неочевидна: кажется, на природный газ в качестве моторного топлива в стране уже махнули рукой, провалив все программы по строительству заправочной метановой инфраструктуры. Ан нет, теплится еще огонек надежды: субсидию размером 75 млн рублей планируется выделить тому, кто создаст «технологию по сборке систем хранения (баллон с лейнером из неметаллического материала, армированным жгутовой нитью, пропитанной связующим (полностью из композиционных материалов)) компримированного (сжатого) природного газа». Переводим на понятный язык: наладит производство баллонов четвертого типа, композитных, с применением карбона.
В России сейчас производством автомобильных газовых баллонов занимается Орский машиностроительный завод (самые простые баллоны первого типа, металлические). Более продвинутые металлокомпозитные баллоны (со стекловолокном) третьего типа делает ижевское НПО «Шторм» (они получаются очень тяжелыми, и применение их ограничено). Нижегородская фирма «ГазСервисКомпозит» производит баллоны из алюминиевого лейнера с оплеткой из пропитанного эпоксидкой базальтового волокна. Это тоже третий тип. А четвертый пытается производить екатеринбургская фирма «РС Газовые технологии». И только их продукция попадает под требования Минпромторга: лейнер там из полиамида, а наружный слой карбоновый. Но есть нюанс: уральцы работают в сотрудничестве с южнокорейской фирмой TKF, а проекты с иностранным участием не могут претендовать на субсидии. Мы направили запрос в Екатеринбург, но ответа не последовало.
В связи с этим хочется упомянуть тольяттинскую фирму «АТС», которая производит по заказу ВАЗа газовые версии Лад. Сама «АТС» баллоны никогда не делала — использовала китайские. Так что вряд ли она станет соискателем минпромовского гранта. Тем паче что дела у фирмы сейчас так себе, мягко говоря: она рассчитывала на определенный объем заказов, но ныне работает с гораздо меньшим количеством. Дело в том, что ВАЗ убрал из своей линейки модификацию Largus CNG, оставив только газовую Весту, но там объем далек от окупаемого. И имеет тенденцию к снижению. Это к вопросу о перспективности рынка как такового и эффективности господдержки. Например, на Largus CNG ВАЗом была установлена почти заградительная цена, это при том, что завод получал компенсацию в рамках госпрограммы за каждый проданный автомобиль. Выходит, зарабатывал дважды — получая субсидию и делая наценку на машину. При такой тактике скорость газификации автотранспорта в стране явно будет менее желаемой.
Четвертая тема — создание «технологии разработки и реализации аппаратного и программного обеспечения электронных компонентов легковых полноприводных автомобилей и автомобилей легкового коммерческого ряда, для обеспечения удаленной диагностики и прогнозирования технического обслуживания с функцией оповещения клиентов об отзывных кампаниях». Мутновато, но понять можно: речь идет о передаче данных из автомобиля на серверы и обратно — как раз этим занимаются разработчики навигационно-телеметрической платформы «Автодата». Под это дело даже был создан консорциум «Автодата.Рус», и любой из его членов — потенциальный получатель вышеозначенного гранта. Наиболее сильными игроками в этом сегменте являются «Лаборатория умного вождения» и «Форт Телеком»; но именно они ответили на наши вопросы категорическим отрицанием стремления получить 157,5 млн рублей. И остается… фирма «Итэлма». Просто по теории вероятности.
Последняя тема еще более специфична: «технология использования высокопроизводительного многоигольного швейного робота, двухигольных автоматизированных швейных комплексов с числовым программным управлением и применения локальной натуральной и искусственной кожи при производстве чехлов и обивок автомобильных сидений». Непонятно, какую технологию тут предстоит разработать, ведь такие установки давно работают в автопроме. Эту тему мы не будем комментировать ввиду отсутствия в ней какой-либо прорывной идеи. Хотя сумма предназначается немаленькая — 41,5 млн рублей.
И вот еще к какой мысли привел нас собеседник в Минпромторге: вообще все гранты может получить НАМИ. По всем обозначенным направлениям, кроме текстильного, в НАМИ ведутся работы, и если этот ФГУП выиграет часть конкурсов, то объекты приложения средств непременно найдутся.
Возможно вам будет интересны следующие сервисы: