Автомобильный пластик имеет свойство ломаться. Лучший выход — купить новую деталь. Но можно попытаться починить старую. Подбираем подходящий клей.
Воспоминания о хорошем клее сохранились у нас с детства — с гэдээровских наборчиков для сборки пластмассовых моделей самолетов, вертолетов и танков. А вот большинство бытовых клеев славились полной профнепригодностью. Однако в последнее время появилось множество составов в крошечных тюбиках, обещающих в считаные секунды склеить пластмассу, металл и кожу. И мы решили их проверить.
Подопытным материалом выбрали пластмассу, ведь в автомобиле полным-полно всяческих ручек, крючков и накладок, сделанных из этого материала. Для экспериментов выбрали пластмассовые рамки номерных знаков и изготовили из них тестовые пластины одинаковой конфигурации.
В тесте участвовало более десятка составов с различными названиями, но схожими характеристиками. Рекомендуемый алгоритм использования практически одинаков у всех: нанести клей, плотно прижать и подождать несколько секунд. Последующие рекомендации разнятся: кто-то из производителей утверждает, что пользоваться склеенным изделием можно сразу, более осторожные рекомендуют выдержать определенное время перед применением. Оказалось, что при недостаточной выдержке часть препаратов не работают: склеенные заготовки рассыпаются. Хотели влепить им неуд, но решили повторно прижать детали и выждать требуемое время. Решение оказалось верным: все составы вполне работоспособны.
|
|
Склеив заготовленные пластины узкими торцами толщиной около 3 мм, мы проверяли соединение на разрыв. На наш взгляд, это наиболее чистое испытание, обеспечивающее максимально возможную сходимость результатов. Детали при склеивании мы сжимали с фиксированным усилием 10 Н. На практике склеиваемые детали обычно сжимают руками, но нам было важно обеспечить одинаковые условия для всех препаратов. Время выдержки — два часа. Затем одну тестовую пластину крепили к неподвижной опоре, а вторую тянули калиброванным динамометром с ценой деления 0,25 Н, умеющим запоминать пиковые значения результатов измерения.
Провалов мы не зафиксировали, однако разнобой в полученных данных значительный (см. наши аннотации к препаратам). Разумеется, данные измерений не претендуют на абсолютность, они лишь показывают, насколько одно средство отличается от другого.
Один из выводов таков: при прочих равных условиях имеет смысл покупать именно клей, а не гель: он гораздо быстрее застывает и не требует значительной выдержки после сжатия деталей. Это объясняется тем, что слой клея на границе склеиваемых элементов тонкий, а гель образует валик, затрудняющий доступ воздуха.
Все наши результаты относятся к конкретной выборке товаров. Участники теста расположены в алфавитном порядке.
Заявленная масса 3 г Примерная цена 30 руб. Про время склеивания в инструкции ничего не сказано, но клей оказался хорошим: выдержал на разрыв аж 160 Н. К сожалению, тюбик почему-то оказался полупустым. | Заявленная масса 3 г Примерная цена 40 руб. Время выдержки в инструкции не оговаривается. Тюбик явно полупустой. Усилие разрыва довольно высокое: 111 Н. | Заявленная масса 2 г Примерная цена 95 руб. Требуется сжать на 30 секунд, после чего склеенным предметом можно пользоваться. Склейка разошлась при нагрузке 80 Н — низкий результат. | |||
Заявленная масса 2 г Примерная цена 105 руб. Инструкция требует прижать детали друг к другу на 30 секунд. Усилие разрыва составило 108 Н — средний результат. | Заявленная масса 3 г Примерная цена 105 руб. Инструкция предлагает сжать детали на 15 секунд, при этом дополнительная выдержка не требуется. Соединение разрушилось при усилии всего 60 Н. | Заявленная масса 3 г Примерная цена 45 руб. Рекомендуется прижать на 10–60 секунд, а пользоваться склеенным изделием можно через 2–5 минут. Но прочность на разрыв соединения — лишь 54 Н. | |||
Заявленная масса 2 г Примерная цена 110 руб. Эксплуатировать предмет рекомендуется через час-два после склеивания. Выдержка того стоит: соединение удалось разрушить только усилием 245 Н. Лучший результат — и наш выбор! | Заявленная масса 2 г Примерная цена 140 руб. Рекомендация: сжать на 15–30 секунд, а затем выждать 1–2 часа. Увы, соединение развалилось при усилии всего 54 Н. | Заявленная масса 3 г Примерная цена 30 руб. Инструкция просит сжать детали на 3–20 секунд, а потом подождать 10–15 минут. Результат очень хороший: 175 Н! | Заявленная масса 3 г Примерная цена 50 руб. Нужно сжимать детали 20–60 секунд, а потом выждать 20–30 минут. Итог средний: 102 Н. | ||
Заявленная масса 3 г Примерная цена 120 руб. Сжимаем в течение 10–60 секунд, и сразу можно пользоваться, если верить инструкции. Но полученные 50 Н на разрыв — низкий результат. | Заявленная масса 3 г Примерная цена 75 руб. Время сжатия — 5–60 секунд. Выдержка не требуется. Итог неважный: 65 Н. | Заявленная масса 3 г Примерная цена 35 руб. Инструкция предлагает сжать детали на 5–60 секунд. Необходимость последующей выдержки не оговаривается. Результат один из лучших: 210 Н! |
Какой клей для пластика лучше? Экспертиза ЗР
Автомобильный пластик имеет свойство ломаться. Лучший выход — купить новую деталь. Но можно попытаться починить старую. Подбираем подходящий клей.
Какой клей для пластика лучше? Экспертиза ЗР
Автомобильный пластик имеет свойство ломаться. Лучший выход — купить новую деталь. Но можно попытаться починить старую. Подбираем подходящий клей.
Наше новое видеоНовый Renault Duster после 12 000 км: подробный отчетСамый народный Volkswagen: видеотест Жука5 важных изменений в моторе Гранты. Что не так?
Возможно вам будет интересны следующие сервисы: