Примерная экономика владения электромобилем включает расходы на «топливо», обслуживание и специфические неприятности.
- Процесс пошел
- Хорошее и плохое
- Минусы
- ПОЧЕМ ЗАРЯДКА?
- Расходы на ТО и группы риска
- Сколько живет батарея?
- СРОК ОКУПАЕМОСТИ
- Всем стоять
- Примерная экономика владения электромобилем включает расходы на «топливо», обслуживание и специфические неприятности.
- Примерная экономика владения электромобилем включает расходы на «топливо», обслуживание и специфические неприятности.
Процесс пошел
До сих пор мы смотрели на электромобили, в основном, как на дорогую игрушку для эксцентричных чудаков. Ракурс меняется: Минэкономики представило план — к 2030 году в России обещают 150 тысяч зарядных станций (20 тысяч к 2024 году), а доля продаж электромобилей должна вырасти с сегодняшних 0,1% до 15%.
Материалы по темеКАМАЗ Чистогор — электрогрузовик в деле (видео)Норвежцы перестали покупать машины с ДВСВ ближайшие три года в России выпустят три модели электрокаров
Это не просто очередной прожект, выдуманный для освоения миллиардов, а вынужденная мера. Мировая тенденция такова, что за «углеродный след» скоро всем придется платить. Поэтому Европа собралась отказаться от ДВС и выпускать только электромобили. Сборку электрокаров откроют и в России, добиваясь высокой локализации. К 2027 году должны быть локализованы как минимум батарея и двигатель. Ожидается, что в 2030 году в России выпустят 217 тысяч электромобилей различных марок, включая КАМАЗ.
Бессмысленно напоминать, что скачкообразно вырастет потребление электроэнергии, придется жечь еще больше газа и мазута, хотя у ТЭЦ нет платинового нейтрализатора, и воздух они портят сильнее, чем ДВС. А энергосети, скорее всего, подлежат полной реконструкции. Процесс запущен, и надо готовиться к худшему.
Хорошее и плохое
Электрокары в России простимулируют — нулевым транспортным налогом и бесплатной парковкой. Нет известий о том, уцелеет ли возможность хотя бы иногда заряжаться бесплатно. Вряд ли. Парковки — может быть, но только поначалу. Иначе ни для одной другой машины на них не останется мест.
В Норвегии, где с помощью подобных пряников добились 50‑процентной доли продаж «электричек», постепенно отменили почти все льготы — не прошло и десятка лет. У нас скорее можно ожидать, что льгот не будет с самого начала, так что даже и мелкие послабления — уже неплохо. Впрочем, их всё равно уравновесят утильсбором, повысив его персонально для электромобилей: с 2022 года — 360 тысяч рублей, с 2028 — уже 600 тысяч!
И пошлину на ввоз электромобилей нарастят до 15%. Нулевая продержалась всего два года.
Минусы
Главным недостатком была и останется долгая зарядка. Для машин с ДВС при месячном пробеге в 1500–2000 км достаточно трех-четырех визитов на АЗС. «Электричку» придется заряжать как телефон — каждый день. Полная зарядка от бытовой сети при благоприятном климате идет 8–10 часов. При нынешнем сочетании вольтов и амперов в российской сети — дольше.
Станции скоростной зарядки, как правило, располагаются неудобно, далеко от офиса и жилья. В продвинутой Калифорнии лишь треть электровладельцев пользуется скоростной зарядкой. Она к тому же не очень-то и быстрая. Для наполнения батареи на 80% требуется полчаса-час.
Есть схема быстрой замены батареи вместо зарядки. В реальной жизни ее пока реализовали только китайцы для машин определенной конструкции. На станции за пять минут снимают пустую батарею и ставят полную. Приживется ли такой сервис у нас?
Дальние поездки на электрокаре по России станут реальными. Обещают как минимум одну станцию быстрой зарядки на 100 км федеральной магистрали. Неплохо, но… Шведы год назад поставили эксперимент: 2400 км из Стокгольма в Ниццу на дизельном Volvo XC60 и электрическом Jaguar I‑Pace. Volvo дозаправили два раза, Jaguar — тринадцать, отстав на полдня. И заплатив вдвое больше из-за особенностей европейского ценообразования.
ПОЧЕМ ЗАРЯДКА?
Посчитаем расходы по сегодняшним тарифам для обычного и электрического автомобиля. Обычному на 100 км пути требуется примерно 8 л топлива, литр АИ‑95 стоит около 50 рублей. Получаем 400 рублей на сотню. Одноставочный тариф ЖКХ на электроэнергию в Москве — 5,92 рублей за киловатт. Двухставочный — 6,81 (с 7 до 23 часов) и 2,48 ночью. Сколько положат для официальных зарядных станций, неизвестно, но если заряжаться от бытовой сети в дневное время, то заправка батареи в 60 кВт·ч для Теслы Model 3 обойдется в 408 рублей. Запас хода — около 300 км, то есть 100 км пробега стоят 135 рублей. В три раза меньше, чем на бензине. А если по ночному тарифу, то в пять.
|
Расходы на ТО и группы риска
Электрический автомобиль от углеводородного отличается только двигателем и трансмиссией. Эксперты американского Минэнерго подсчитали, что затраты на обслуживание электрических автомобилей на 40% ниже. За счет чего?
Ходовая часть, рулевое управление — вроде как паритет, хотя электромобили тяжелее. В моторе «электрички» не нужно менять масло каждые 10–15 тысяч км, минус свечи и фильтры. При больших пробегах — минус элементы сцепления, ремень ГРМ с роликами, помпы, нейтрализатор. Не нужен ремонт коробки передач — как правило, ее просто нет.
Сам электромотор надежен и живет долго, хотя и в нем есть подшипники. А вот что будет напрягать часто — редуктор, передающий момент на колеса. Все трущиеся детали сконцентрированы в нем, так что замена масла неизбежна. Интервал — 30–40 тысяч км. Нагрузок элементам редуктора добавляет система рекуперации, работающая при торможении. Благодаря ей внимания потребуют тормозные суппорты — при работе в ленивом режиме склонны закисать, хотя колодки и диски при этом изнашиваются меньше.
Еще одна группа повышенного риска — силовые контакты. Часто выходят из строя у владельцев, обожающих мощные ускорения. Регулярны сбои и отказы «мозгов», но они естественны и для современных машин с ДВС, где электроники тоже много.
Наконец, подобрались к главному — тяговой батарее. Говорят, она стоит как полмашины? Стоимость новой батареи для массового электромобиля Nissan Leaf в разных странах существенно различается, находясь в диапазоне от 4000 до 8000 тысяч долларов (емкость от 24 до 40 кВт·ч). В переводе на русский, базовая для Лифа «тридцатка» обойдется в 400–450 тысяч рублей. Неприлично дорого, но всё же меньше четверти цены нового автомобиля. Однако для подержанного в возрасте 8–10 лет действительно выйдет «полмашины».
Сколько живет батарея?
Ожидания паникеров, что батареи массово помирают после двух-трех лет эксплуатации, опровергнуты практикой. При механическом повреждении замена часто неминуема, но случай этот редкий.
Емкость батареи с годами постепенно снижается, но в большинстве случаев к 100 тысячам км пробега она проседает на 2–5%, а падение в 20–30% достигается через 8–10 лет. При этом батареи остаются рабочими, просто запас хода уменьшается на эти 20–30%. Есть долгожители, выдержавшие 300–350 тысяч км.
Помимо замены в сборе практикуют восстановительный ремонт с заменой отдельных ячеек, что значительно дешевле. Правда, если считать, умножая цену одной ячейки на их количество, выйдет, что батарея дороже нового автомобиля. И тут есть над чем подумать.
Мнение о том, что быстрая зарядка ускоряет износ батареи, пока статистика особо не подтверждает. Подводя итог: никаких ужасных расходов на содержание электромобиль не требует.
СРОК ОКУПАЕМОСТИУ электромобиля Nissan Leaf стандартная батарея имеет емкость 30 кВт·ч, запас хода 200–250 км, затраты на 100 км даже меньше 135 рублей. Сегодня у нас его продают новым только под заказ и просят от 40 тысяч евро, это порядка 3,5 млн рублей. Разница в цене с бензиновым Kia Rio — 2,4 млн. Конечно, официальные продажи существенно снизят цену. Для Европы Leaf 2022 модельного года по заводскому прайсу — 27 400 долларов, чуть больше 2 млн рублей. Так что самый простой Leaf выйдет на миллион дороже, чем Rio. Каждые 100 км Лифа стоят на 265 рублей дешевле. Чтобы покрыть разницу в миллион рублей, нужно наездить 400 тысяч км. Если все зарядки бесплатные, то 250 тысяч км. Вывод: при сохранении нынешней пропорции цен экономия на «топливе» не покрывает расходы на покупку нового электромобиля.
|
Всем стоять
Помимо катания вокруг кварталов с поиском свободной розетки, предвидим еще одну сложность, которую в Минэкономики не признают.
Москва — не Ницца, а по сути — чемпион мира по пробкам. И входит в список городов, где планируют усиленно насаждать электротягу. Дорожные заторы непредсказуемы: стандартный маршрут иногда занимает час, а иногда — три. Велик риск разрядить батарею, а вставший электромобиль усугубит пробку. Доля электромобилей в 15% в состоянии парализовать весь город и все подъезды к нему, особенно зимой.
С волнением и нетерпением ждем 2030 года — и закупаем впрок машины с запасом хода 700–900 км. Хотя, если судить по степени реализации всех прочих глобальных планов «повысить» и «улучшить», 800 млрд на развитие, конечно, истратят, но электрокары рискуют остаться у нас дорогими непрактичными игрушками.
- Как мы убивали батарею нового Фольксвагена, узнайте тут.
- Прагматичный способ улучшить комплектацию автомобиля — рейлинги на крышу. Эти и другие полезные автомобильные аксессуары на лучших условиях предлагает наш интернет-магазин.
- Столкнулись с проблемой обледенения стекла и щеток? Воспользуйтесь щетками с подогревом BURNER! Хотите, чтобы боковые стекла оставались чистыми, — приобретите водосток лобового стекла.
- «За рулем» теперь можно читать в ВКонтакте.
Фото: Сергей Карпухин/ТАСС
Электромобиль — это дорого или нормально? Эксперт посчитал все расходы
Примерная экономика владения электромобилем включает расходы на «топливо», обслуживание и специфические неприятности.
Электромобиль — это дорого или нормально? Эксперт посчитал все расходы
Примерная экономика владения электромобилем включает расходы на «топливо», обслуживание и специфические неприятности.
Наше новое видеоHaval Jolion и Hyundai Creta — обзор и тестОн вам не Lаnd Cruiser! 5 отличий нового Lexus LX (и всего одно совпадение)Кроссовер Genesis GV70 — тест и обзор
Возможно вам будет интересны следующие сервисы: