Отвечаем на вопросы читателей, что такое современное моторное топливо и что влияет на его качество
Партнерский материал
Накануне в России состоялась третья ежегодная «Прямая линия» по качеству моторного топлива. В этом году она прошла в рамках программы Международного онлайн-форума «Всемирный день качества в России».
На каком бензине мы ездим сегодня? Как в России контролируется качество и точность отпуска топлива на АЗС? Как изменение климата и связанное с ним экологическое регулирование влияет на технологии автомобилестроения? Перейдем ли мы с бензина и дизеля на метан, электричество или водород? И готова ли к этому российская транспортная отрасль и сами водители?
Эти и другие важные для автолюбителей и профессионалов вопросы стали главными темами «Прямой линии» по качеству топлива 2021 года. Запись трансляции Всероссийской «Прямой линии» по качеству топлива доступна на портале Роскачества.
Интернет-пользователи тоже имели возможность задать свои вопросы. На них ответил Виктор Чуяков – руководитель системы контроля качества и количества нефтепродуктов в сегменте сбыта моторных топлив «Газпром нефти».
![Водород, метан или улучшенный бензин: чем заправляемся сегодня и на чем будем ездить завтра](https://kolesa-uploads.ru/-/fd9463ba-4ed8-4790-a5d6-85799ab4d0c3/a9-09462-m.jpg)
Евгения Заславская, Оренбург:
– Если есть рейтинг АЗС, то какая из них самая лучшая в России?
– В интернете можно встретить много различных рейтингов АЗС, тестов и проверок. Но в первую очередь стоит обращать внимание на объективную информацию для потребителей, которую публикует Росстандарт: каждые полгода ведомство рассказывает об итоге проводимых проверок на своем сайте в разделе новостей. В публикуемых материалах приложен и список АЗС-нарушителей, проверки которых показали отклонения от действующих нормативов.
Сергей Васильевич, Воронеж:
– На каждой АЗС есть фирменный улучшенный бензин. Насколько он реально работает? Есть ли смысл им заправляться?
– Все крупные нефтяные компании, имеющие на собственных АЗС улучшенные или, как их еще называют, брендированные виды топлива, при разработке компонентов для них всегда следуют важному принципу: они обязательно должны придавать бензину или дизелю дополнительные потребительские свойства. Одновременно важно сохранить без изменений базовые физико-химические параметры топлива. Каждая компания при этом формулирует своё техническое задание на достижение дополнительных свойств и силы их эффекта: это может быть очищение, защита от нагара и коррозии, улучшение смазывающей способности и так далее. Формула таких популярных улучшенных топлив чаще всего держится в секрете и является коммерческой тайной. Но, как правило, улучшающая присадка содержит в себе целый комплекс компонентов, благодаря которым достигается эффект очищения деталей двигателя и оптимизации горения. При этом «моющая» присадка – это не автошампунь, отмывающий загрязнения с поверхности «до блеска».
Механизм действия компонента совсем другой: «присасывание» к поверхности трущихся деталей активных компонентов и создание «плёнки» из частиц, которые с одной стороны, снижают трение, а с другой – отрывают молекулы нагара и загрязнений с металлических поверхностей и не дают им повторно образовываться на элементах двигателя. За счет снижения коэффициента трения и увеличивается мощность. А способность к очищению интерпретируется как моющее свойство. Следствием этого и может являться снижение расхода топлива. Здесь важно иметь в виду, что заявленные свойства улучшенного топлива достигаются только при его регулярном использовании. Разовая заправка или заправка «по праздникам», как мы хорошо знаем по отзывам автомобилистов, вряд ли даст ощутимый результат.
![Водород, метан или улучшенный бензин: чем заправляемся сегодня и на чем будем ездить завтра](https://kolesa-uploads.ru/-/95431b1f-cc75-4baa-aaad-5a1ba9180240/depositphotos-31571229-xl.jpg)
Игорь, Москва:
– Как выяснить, что на АЗС «не доливают»? Была статистика, что чуть не на каждой второй не доливают, но ведь там автоматика. Как понять?
– По данным контролирующих органов, в свое время проблема недоливов на АЗС действительно была достаточно актуальна. Но теперь и технологии контроля, в том числе государственного, и устройство колонок изменились. Тем не менее автомобилисты часто делают выводы о точности налива по объему топлива, вошедшему в бензобак. Вошло больше номинального объема – значит, обманули. Но важно знать, что бак – не средство измерения, он не идеально точен и не учитывает объема заливных горловин и патрубков. Но и это не основное. Мало автомобилистов знает, что каждый автопроизводитель добавляет к топливному баку так называемый «резервный объем», чтобы предотвратить пролив топлива при стоянке на горке или при расширении, а также возникновение обратного давления. Такой объем – это еще 10-15% от номинального. Также иллюзия, что в один и тот же бак «до полного» входит разный объем топлива на разных АЗС, может быть связана с чувствительностью датчика заполнения на топливораздаточных пистолетах: на одной колонке пистолет «отщелкнет» и остановит подачу топлива, когда в баке 50 литров, а на другой – когда 52. Делать выводы о точности налива на этой основе неправильно.
Для исключения технических сбоев и ошибок в настройках в том числе топливораздаточного оборудования в наше время используются автоматизированные решения. Так, на АЗС сети «Газпромнефть» и других объектах цепочки поставки топлива развернута цифровая система постоянного мониторинга качества и количества нефтепродуктов «Нефтеконтроль – Газпром нефти». Она ежесуточно обрабатывает более 15 млн параметров и непрерывно отслеживает показатели качества и количества топлива. С помощью алгоритмов обработки больших данных происходит постоянное сравнение фактической информации с нормативами. Это позволяет обнаружить отклонения в работе топливораздаточных колонок и предложить варианты их решения. Таким образом, интересы клиента дополнительно защищает автоматика.
А для того, чтобы самостоятельно и достоверно проверить точность отпуска топлива на колонке, клиент заправки может воспользоваться сертифицированным и поверенным мерником – специальной откалиброванной измерительной ёмкостью. Мерник по закону должен быть на каждой заправке. И сотрудник не имеет права вам отказать в просьбе о проверке погрешности работы ТРК.
Александр:
– Доброго дня! А если у меня авто ездит на АИ-92, не вредно ли его заправлять АИ-95, 98. Или более дорогими марками с пометками «зеленые»?
– Заправлять автомобиль следует тем топливом, которое рекомендует производитель. Если верхний предел по октановому числу производителем не установлен, либо вилка допустимых топлив широка, то заправка бензином с более высоким октаном убережет двигатель от ненужной и вредной детонации, которая может возникать при повышенных нагрузках: езде в жару, подъеме в гору или на предельных оборотах. Если коротко – повышение октанового числа на «1 ступеньку» для двигателя скорее полезно, чем вредно.
![Водород, метан или улучшенный бензин: чем заправляемся сегодня и на чем будем ездить завтра](https://kolesa-uploads.ru/-/dccb81eb-350c-41ac-bb57-c50690ddfb2d/a9-08948.jpg)
Сергей:
–Меня беспокоит недолив топлива на АЗС. Думал, проблема только в Московской области, но недавно был в Карачаево-Черкессии. Таксисты жалуются на то же самое. Какие новые устройства государственного контроля можно внедрить, установить на бензоколонках? Какие новые наказания за недолив топлива, за некачественное топливо для АЗС ввести?
– С 1 октября 2020 года в нашей стране был принят новый ГОСТ на топливораздаточные колонки, который в два раза снижает допустимую погрешность налива колонки и ограничил ее в 0,25% (2,5 мл на 1 литр топлива, то есть всего половина чайной ложки) с 2024 года. До этого момента сохраняется норма 0,5%. В стандарте также прописана необходимость защиты программ и элементов колонок от несанкционированного вмешательства в их работу. При этом на данный момент требования нового ГОСТа – это лишь рекомендация, она в большей степени направлена на изготавливаемые и вновь вводимые топливораздаточные колонки и не относится к уже работающему оборудования.
Для контроля точности работы оборудования на АЗС сети «Газпромнефть» развернута система цифрового мониторинга движения нефтепродуктов. А для усиления надежности оборудования работает собственная мобильная метрологическая служба, инспектирующая заправки по принципу независимого аудитора. Более того, на собственной сети АЗС уже несколько лет действуют более строгие требования к допустимой погрешности при отпуске топлива – внутренними регламентами закреплена норма не более 0,4%.
Артём, Петропавловск-Камчатский:
– По какой схеме действовать, если заправился некачественным топливом? Во-первых, как это проявляется внешне, во-вторых, как возместить ущерб, если он есть?
– Чаще всего автомобилисты при неполадках топливной системы или системы зажигания называют одни и те же симптомы: падают мощность и тяга, машина глохнет или не заводится, троит, дымит, не набирает обороты, загорается «check engine», повышается расход. Главное на первом этапе – выяснить источник проблемы. Что бывает не так просто.
Причины такой симптоматики могут как топливными, так и не относящимися к заправке: нарушения в системе зажигания, механические неисправности двигателя, неисправности электроники, автоматической коробки передач. По данным коллег из Сибирского автомобильно-дорожного университета, только 2% таких неполадок связано непосредственно с качеством бензина или дизеля.
Заправка на АЗС может быть лишь катализатором возникновения сбоя (например, она может поднять накопленную влагу или осадок со дна бака) или просто совпасть с ним по времени. Чтобы понять, в топливе ли дело, посмотрите вокруг – есть ли другие жалобы на эту АЗС, другие автомобили с неполадками? Ищите в соцсетях или на трассе. Смените топливо в баке на другое. Отберите официальную комиссионную (при участии сотрудников АЗС) арбитражную пробу в тот же день из той же колонки. Важно: топливо из вашего бака не может быть доказательством вины АЗС, так как в баке всегда есть смесь топлива из разных партий или с разных АЗС. Также доказать принадлежность топлива из бака конкретной станции невозможно. Проверьте паспорт качества (когда была поставка, он должен быть свежий – обычно не старше недели).
Если есть другие жалобы, то это, возможно, технологический сбой или авария – например, разгерметизация подземных трубопроводов из-за естественных подвижек грунта, от чего, к сожалению, не застрахован никто. В таком случае ответственные сети АЗС проводят расследование и при подтверждении сбоя возмещают убытки на ремонт и стоимость заправки. Понадобится просто написать заявление, предоставить документы о заправке и понесенных расходах (например, чеки за эвакуатор или ремонт) и ждать получения компенсации. Если же вы понимаете, что продавец не идет на контакт, то имеет смысл обратиться в надзорный орган – территориальное представительство Росстандарта.
![Водород, метан или улучшенный бензин: чем заправляемся сегодня и на чем будем ездить завтра](https://kolesa-uploads.ru/-/5a3fd692-a027-405c-b97c-f056b3e35b95/depositphotos-13886802-xl.jpg)
Глафира Иванова, Тверь:
– Какие вредные вещества будут выбрасываться в атмосферу при применении водородного топлива?
– «Водородные» двигатели бывают двух типов. Это топливные ячейки, вырабатывающие электричество, и двигатели внутреннего сгорания, использующие водород как топливо. В первом случае это по сути электромобиль, не выбрасывающий ничего в атмосферу. Во втором продуктом горения водорода является лишь чистый водяной пар.
Но в данном контексте отдельно надо рассматривать другие факторы загрязнений, например, связанных с утилизацией топливных расходников.
Sergo Ogres:
– Почему топливо, продаваемое в Финляндию, намного чище и качественнее чем то, что производят для РФ?
– На самом деле это один из частых потребительских мифов в нашей стране. Если посмотреть данные Евростат – главного статистического органа ЕС, Россия является самым крупным экспортером топлива в страны Евросоюза. На нашу страну приходится треть импортируемого в ЕС топлива, в основном это дизель. Европейские автомобилисты заправляются им наравне с местным. Некачественное топливо, как вы понимаете, никто бы покупать не стал. И тут важно понимать, что за границу идет то же топливо, что и на внутренний рынок, с тех же заводов. Нет никаких отдельных производственных линий или эксклюзивных рецептур под экспорт.
Более того, в России уже начали выпускаться топлива, которые по своему воздействию на двигатель соответствуют не только европейскому стандарту Евро-5, но и более строгим стандартам, которые применяются на западе в форме отраслевых рекомендаций. К примеру, Всемирная топливная хартия (ВТХ). Это свод параметров топлива, необходимых для максимальной эффективности современных двигателей. Он разработан ведущими ассоциациями автопроизводителей, куда входят самые авторитетные мировые автобренды – европейские, американские, японские. Тесты на соответствие таким требованиям по воздействию на мотор, в частности, успешно прошли и российские бензины – G-Drive 95 и G-Drive 100.
При сравнении топлив в разных странах также надо принимать во внимание развитие так называемых «биотоплив» в Евросоюзе. Они представляют собой нефтяные бензин и дизель, в которые добавляется спирт либо масла, произведенные из растительного сырья.
Владимир Свекровин:
– Есть мнение, что 95 и выше в природе не существует, только 92 с присадками. Так ли это?
– Современные технологии производства бензинов существенно отличаются от ранее существовавших тем, что современный бензин – это строго сбалансированный состав из подобранных технологами компонентов. Компоненты получают на различных технологических установках, а затем используют их в производстве целой линейки продуктов нефтеперерабатывающих заводов.
Современное производство топлив – это другой технологический уровень, а не улучшение старой технологии. Поэтому заявление о том, что существует некое «базовое топливо», которое улучшается только присадками – это миф.
![Водород, метан или улучшенный бензин: чем заправляемся сегодня и на чем будем ездить завтра](https://kolesa-uploads.ru/-/d4d02adb-667c-4496-9b33-32e4c7f6dc5c/depositphotos-5726930-xl.jpg)
Степан Николаевич Колов, Москва:
– Правда ли, что не стоит заправляться, если в это время на заправке бензовоз топливо сливает. Слышал где-то, что это на качество влияет
– Действительно, еще совсем недавно при сливе бензовоза заправку автомобилей необходимо было останавливать. Причина – накопление в резервуарах осадка, который поднимался потоком поступающего топлива. Такие отложения попадали в ёмкости вместе с партиями нефтепродуктов.
Но сегодня требования к качеству топлива очень жесткие: к примеру, с 2016 года в 5 раз снижено допустимое содержание серы. Никаких посторонних включений в нем нет, и при регулярном обслуживании резервуаров отложения в них не накапливаются. Таким образом, одновременный прием топлива и заправка автомобилей не несут риска попадания в бензобак взвеси. Оговорюсь, что это справедливо для цепочки поставок, в которой проверяется чистота ёмкостей перед загрузкой в них топлива: это касается железнодорожных цистерн, резервуаров на нефтебазах и АЗС, автоцистерн бензовозов.
Если такого контроля по всей цепочке движения топлива нет, то появляется риск заправки загрязнённым топливом даже и при заправке не одновременно с приёмкой топлива из бензовоза.
Светлана:
– Объясните, пожалуйста, каким образом метан (газ) может заменить жидкое автомобильное топливо? Или для него будут выпускаться новые виды машин со специальными баками для заправки газом?
– Газомоторное топливо в нашей стране представлено двумя видами: метаном (природным газом) и более привычным автомобильным газом (пропан-бутановой смесью). Использование этих двух видов топлива требует разного конструктива топливной системы, отличающейся для каждого из видов газа. При этом ряд производителей уже выпускает модели автомобилей со штатным газобаллонным оборудованием – к примеру, это АвтоВАЗ, ГАЗ, Volkswagen и другие. Его также можно установить и в изначально бензиновые автомобили в специальных сертифицированных сервисах по переоборудованию. Их адреса легко можно найти в интернете. Кстати, периодически переход на метан субсидируется государством по специальным программам для автомобилистов, и можно получить компенсацию или скидку при установке газобаллонного оборудования.
![Водород, метан или улучшенный бензин: чем заправляемся сегодня и на чем будем ездить завтра](https://kolesa-uploads.ru/-/4be22e2b-8e2f-4475-9143-87c566d2bb9d/depositphotos-6061127-xl.jpg)
Петр, Нижневартовск:
– Есть подозрение на некачественное топливо на конкретной заправке. Куда я могу обратиться с жалобой на эту АЗС?
– Если есть подозрение, что топливо при конкретной заправке оказалось некачественным, то имеет смысл сначала обратиться на саму АЗС. Это можно сделать, написав обращение в книгу жалоб и предложений на станции или позвонив на «горячую линию». Эти инструменты есть у каждой крупной сети АЗС, ваше обращение не останется без внимания, и будет проведено внутреннее расследование. Если же вы понимаете, что это АЗС, которая не идет вам навстречу, то следует обратиться в надзорный орган – территориальное представительство Росстандарта. Алгоритмы действий и контакты ведомства можно посмотреть в методичке «Что нужно знать при заправке топливом на АЗС».
По материалам: https://www.kp.ru/daily/press/detail/15379/
![Водород, метан или улучшенный бензин: чем заправляемся сегодня и на чем будем ездить завтра](https://kolesa-uploads.ru/-/8b59f294-dc9e-4818-b86a-38cc9de378c6/a9-00777.jpg)
Возможно вам будет интересны следующие сервисы: